Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

09.10.2014
Как уже сообщалось, в работе Собрания игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви, которое состоялось в Троице-Сергиевой лавре, приняла участие делегация Тульской митрополии

8 - 9 октября 2014 года.

Нужно, «чтобы у членов общежития, по слову Писания, были «одно сердце и одна душа».

Как уже сообщалось, в работе Собрания игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви, которое состоялось в Троице-Сергиевой лавре, приняла участие делегация Тульской митрополии. По ее мнению, очень своевременным был разговор на Собрании о высоком духовном опыте общежительного монашества.

В составе делегации был и архимандрит Клавдиан, наместник Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря города Тулы. Рассказывая о своих впечатлениях от работы Собрания, архимандрит Клавдиан отметил, что ему особенно запомнилось мнение Святейшего Патриарха Кирилла, высказанное в его докладе, о самом главном: «мы должны задумываться о том, что является фундаментальным, основным в монашеской жизни».

Серьезность и значительность Собрания были ясны уже из его названия: «Преподобный Сергий Радонежский – возродитель традиции общежительного монашества на Руси».

Если вспомнить о той большой работе, которая в последнее время ведется в Русской Православной Церкви по вопросам организации жизни монастырей и монашества, то становятся ясны истоки этой темы. Ее обсуждение на Собрании игуменов и игумений

было обращено к настоящему и будущему православного монашества.

Игумен в наше время всегда облечен в священный сан. Если игумен руководится благодатью Духа Святаго, получаемой в Таинстве священства, то совершаемое им руководство братией действительно освящено Свыше. Преподобный Сергий Радонежский недаром зовется Игуменом Земли Русской, его жизнь – духовный пример для всех современных настоятелей монастырей. И останется таким примером на долгие века.

Святейший Владыка определил главное монастырской жизни: нужно, «чтобы у членов общежития, по слову Писания, были «одно сердце и одна душа» (Деян. 4:32). А общая трапеза, общее имущество, даже общая молитва, — это средства, направленные на то, чтобы формировалась монашеская община, живущая одной жизнью»

- Вы должны копить внутреннюю силу, чтобы в любой момент эта сила могла послужить Церкви, преодолевая расколы, разделения, ереси, потому что монахи — хранители Православия, - очень точно сказал Святейший Патриарх Кирилл. - И эта сила должна сработать, если понадобится, в любой момент, чтобы объединить наш народ, чтобы преодолеть разномыслия и гражданские конфликты. Если подражать преподобному Сергию, то во всем подражать! Вот главный урок, который нам дает преподобный Сергий: как сила молитвы, сила духовного подвига способна преобразить внешнюю, даже мирскую жизнь. И если следовать его примеру, то наши монастыри действительно будут иметь огромное значение для жизни всего народа, для спасения людей.

Задача монахов оставаться хранителями Православия, и накопленный ими духовный опыт послужит укреплению веры и единства в нашем народе.

Святейший Патриарх Кирилл в своем докладе назвал основные ступени развития современного монашества, на пути по которым так важно духовное руководство игуменов своей братией. Атмосфера мира не должна врываться в общежительные монастыри, которые должны жить по своим монашеским законам — тем самым, по которым преподобный Сергий перестроил свой монастырь. Источником духовной силы игумена может быть только молитвенный подвиг. Нужно с особенным усердием молиться о братии, о своих учениках. Так поступал преподобный Сергий, и сподобился от Бога видения о будущем умножении братии.

Своих учеников преподобный Сергий стремился научить именно молитве, внутреннему, умному деланию, которое сам творил и учил своих учеников. В своем докладе Святейший Патриарх рассказал о посланиях, «которые получал от учеников выдающихся подвижников-исихастов и был особенно связан со святителем Киприаном Московским, в свое время подвизавшимся на Афоне. Также он был близок с учеными монахами, переводившими творения византийских исихастов на славянский язык. Видения преподобного Сергия говорят о родственности его глубокого мистического опыта с опытом подвижников-исихастов. При жизни игумена Радонежского в его обители активно переписывали творения прпп. Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова, Григория Синаита и других. После повечерия каждый брат должен был безмолвно удаляться в свою келью и там прилежно молиться и творить рукоделие; игумен же часто обходил братские кельи и наблюдал, чем заняты иноки, не почитая за чрезмерный труд прийти, посмотреть, поговорить, может быть, совместно воздохнуть ко Господу. О высоте и силе молитвенного подвига в Троице-Сергиевой обители свидетельствует и ее дальнейший необычайный духовный расцвет, который напрямую связан с развитием умного делания. Это мы видим и на примере более поздних русских подвижников: преподобных Нила Сорского, Паисия Величковского, Серафима Саровского, Оптинских старцев».

Смысл всех докладов был откликом на положения доклада Святейшего Патриарха Кирилла. Он говорил о высоком духовном авторитете преп. Сергия, а выступающий позже епископ Троицкий Панкратий, игумен Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, раскрыл тему о личности игумена, как основания духовного расцвета монастыря.

Патриарх Кирилл сказал о том, что «источником духовной силы игумена может быть только молитвенный подвиг. Нужно с особенным усердием молиться о братии, о своих учениках». Раскрытие темы было в докладе архимандрит Елисея, игумена монастыря Симонопетра на Святой Горе Афон, который говорил о смысле и значении келейной молитвы в духовной жизни братии общежительного монастыря.

Своевременным был разговор на Собрании о высоком духовном опыте общежительного монашества, но – жизнь показывает - его трудно повторить, так как в монастырь часто приходят люди, воспитанные современной жизнью. Сейчас эпоха перемен, люди сегодня в постоянном напряжении, им приходится все время приспосабливаться, и от этого они впадают в крайности. Сохранить свои принципы в современном мире очень сложно, человек постоянно вынужден идти на компромисс, причем он оборачивается в основном уступками в худшую сторону.

В монастыре надо быть кротким и послушным, а мир научил человека гордости или изворотливости, так как иначе ему трудно выжить. Противоречия между миром и монастырем очевидны. Любить, верить, надеяться, делать добро – это каждый раз выбор, усилие воли и, возможно, сегодня этот выбор стал тяжелее, потому что изменились ценностные ориентиры, размылись социальные и духовные границы. На воспитание современных людей с детства не влияют православные традиции так, как они влияли на человека раньше в православной России.

- Замечательно то, что на Собрании игуменов выступали представители известных монастырей и Поместных Церквей, которые не понаслышке знают, как организовать жизнь в общежительных монастырях, - рассказал архимандрит Клавдиан. - Митрополит Лимассольский Афанасий (Кипрская Православная Церковь) говорил об общем житие как о совершенной форме организации монастырской жизни. Знаменательно сказал владыка Афанасий о цели общежительной монашеской жизни. Это обожение человека и его свобода во Христе. Какая высокая цель!

Владыка Афанасий подчеркнул необходимость ежедневно предоставлять насельникам монастырей несколько часов келейного времени для молитвы и чтения святоотеческих творений, чтобы у них не происходило внутреннего выгорания.

Опыт общежительной жизни в монастырях есть и в России. О нем говорил в своем докладе Патриарх Кирилл.

Еще из истории Русской Православной Церкви известно, что прп. Иосиф Волоцкий защищал общежительство, хотя оно в тот период было сопряжено во многих монастырях с вотчиновладением. Он прямо предпочитал его, но не отрицал и пустыннического подвига, как не отрицала его церковная традиция и практика, опиравшаяся на примеры основоположника общежительства Пахомия Великого и пустынножителя Антония Великого. Прп. Нил Сорский избрал средний путь, он основывался на опыте и уставах палестинских лавр, преждe всего, прп. Саввы Освященного, афонских и сербских скитов прп. Саввы Сербского.

Когда Собрание игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви завершило свою работу, то многие выразили мнение о том, что обсуждение хотелось б продолжить. Тогда председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност предложил сделать это на страницах журнала «Монастырский вестник».

И также предложил испросить благословение у Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на ежегодное проведение Собрания игуменов и игумений Русской Православной Церкви.

Запомнились искреннее отношение собравшихся к обсуждению темы Собрания, недаром архиепископ Феогност поблагодарил собравшихся за неформальное отношение к обсуждаемым вопросам монастырской жизни. Он особо отметил неравнодушное отношение к русскому монашеству представителей Святой Горы Афон и Кипрской Церкви, которые нашли возможность посетить Собрание игуменов и игумений Русской Православной Церкви.

В итоговом документе Собрания особо подчеркивалось, что «для дальнейшего возрождения подлинной монашеской жизни и созидания ее внутренней силы важно глубокое усвоение монастырями общежительных принципов (основные из них: послушание всех братий одному духовному отцу, общность имущества, нестяжательность, ежедневное богослужение, в котором участвуют все насельники). И поскольку монашество – это нерв Церкви, то от игуменов отчасти зависит, можно сказать, судьба всей Церкви. Примером же для них является преподобный Сергий, воплотивший в себе идеал игуменского служения».


Возврат к списку