Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

26.09.2014
В канун праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

26 сентября 2014 года, в канун праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, архимандрит Клавдиан совершил всенощное бдение с чином Воздвижения Креста в соборе Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря города Тулы.

Отцу наместнику сослужили игумен Феогност (Авдеев), игумен Михаил (Тополев), иеродиакон Евлогий (Харитонов).

В единой молитве вместе с братией обители в чинопоследовании Воздвижения Креста приняло участие множество народа, собравшегося в соборе.

После великого славословия архимандрит Клавдиан, поклонившись в алтаре земно трижды, вынес Крест из алтаря и совершил воздвижение креста, обратившись лицом на восток, запад, юг, север и снова на восток.

Чинопоследование Воздвижения Креста — одно из древнейших и наиболее трогательных в Православной Церкви. Когда Животворящий Крест был обретен в ІV веке, то святой архиепископ Макарий осенял им на четыре стороны множество людей, собравшихся на месте обретения, а народ поклонялся Кресту с молитвой: «Господи, помилуй». Именно это событие и положено в основу Чина Воздвижения Креста.

Архимандрит Клавдиан возложил Крест на аналой, совершив троекратное каждение. Поклонился Кресту.

В завершение богослужения молящиеся совершили троекратное поклонение изнесенному Честному Кресту и были помазаны святым елеем.

* * *

В день праздника Воздвижения (27 сентября) установлен пост, подобно тому, какой бывает в среду и пяток (рыба не разрешается). Он установлен в воспоминание страданий Господа, претерпевшего смерть на Кресте, и для внушения того, что почитание Креста связано с умерщвлением плоти.

История праздника

Первоначально этот праздник установлен Церковью в воспоминание обретения Креста Господня в IV веке. По описанию древних христианских историков (Евсевия, Феодорита и др.), событие это представляется в таком виде.

Император Константин Великий, по чувству благоговения ко Кресту Господню, с помощью которого он одержал многие победы, возымел желание отыскать Честное Древо Креста Господня и соорудить храм на Голгофе. Для исполнения этого желания благочестивая мать Константина — Елена — отправилась в 326 году в Иерусалим для отыскания Креста Господня. По древнеиудейскому обычаю, орудия казни обычно зарывались вблизи места совершения ее.

По преданию, записанному у Григория Турского, место обретения Креста Господня под развалинами языческого капища указал один престарелый иудей по имени Иуда (впоследствии принявший христианство).

Во время раскопок вблизи Лобного места нашли три креста, гвозди и ту дощечку с надписью на трех языках, которая прибита была над главою распятого Христа. Узнать Крест Господень было трудно; нужно было высшее свидетельство о нем, и это свидетельство было явлено в чудодейственной силе Креста Господня (по свидетельству многих историков, прикосновением ко Кресту Господню исцелилась находившаяся при смерти женщина).

В полноте благоговейной радости и духовного умиления Елена и все бывшие с нею воздали поклонение и целование Кресту. А так как, вследствие множества народа, не все могли поклониться Честному Древу Креста Господня и даже не все могли видеть его, патриарх Иерусалимский Макарий, став на высоком месте, поднимал («воздвизал») Святой Крест, показывая его народу. Народ поклонялся Кресту, восклицая: «Господи, помилуй!» Отсюда и получил свое начало и название праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста, который был уже установлен в год обретения Святого Древа. Так как Крест был обретен перед праздником Святой Пасхи, то первоначально Воздвижение Креста Господня праздновали на второй день Пасхи.

С 335 года, когда совершено было освящение храма Воскресения Христова (13 сентября), праздник Воздвижения был перенесен на 14 сентября. Так как освящение храма совершалось собором епископов, прибывших со всех концов Римской империи, это событие послужило поводом к распространению празднования Воздвижения в этот день во всем христианском мире.

В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено другое воспоминание — о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена.

В 614 г. Хозрой, царь Персидский, во время войны с Византийским императором Фокою овладел Иерусалимом, разграбил его сокровища и в числе их увез из Иерусалима в Персию и Древо Животворящего Креста Господня, где оно пребывало 14 лет.

В 628 году, после победы над персами и заключения мира, Святое Древо Креста Господня было возвращено императором Ираклием в Иерусалим.

Император встретил Крест Господень в Иерусалиме и, по внушению патриарха Зосимы, в смиренной одежде и босой, внес его в храм, откуда он и был ранее похищен персами. Это событие совершилось 14 сентября. Таким образом, в праздновании Воздвижения соединились два воспоминания: об обретении Креста Господня и возвращении его из плена.

О дальнейшей судьбе Креста Господня есть различные мнения. По одним источникам, Животворящий Крест оставался до 1245 года, т.е. до седьмого крестового похода, в том виде, в каком он был обретен при св. Елене. А по преданию, Крест Господень был раздроблен на малые части и разнесен по всему миру. Безусловно, большая Его часть хранится до сего времени в Иерусалиме, в особом ковчеге в алтаре храма Воскресения, и принадлежит грекам.

Поклонение Кресту Господню напоминает христианам о том, что путь к Воскресению лежит именно через Крест, что спасение души невозможно без борьбы с грехами и страстями, без скорбей и страданий.

Господь даровал нам вечную жизнь. А для этого христианам нужно с помощью Божией и каждому в меру собственной немощи стать сострадальцами Господа, чтобы затем стать и соучастниками Его радости, как об этом и говорит апостол Павел: «Если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем» (2 Тим. 11, 12).

Нам нужно постоянно бороться со своими недостатками, дабы приблизиться ко Христу, и в этом заключается истинное исповедание нашей веры, и именно такой жизнью мы приобщаемся постоянному, а не разовому, - реальному, а не символическому Воздвижению Креста Господня. Потому что в духовном смысле Воздвижение Креста, конечно, означает провозглашение победы добра над злом, света над тьмой, вечной и благодатной жизни над смертью.


Возврат к списку