Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

17.04.2014
В Великий Четверг Страстной седмицы, в Богородичном Пантелеимоновом Щегловском мужском монастыре совершена Божественная литургия святителя Василия Великого в соборном храме в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница»

В Великий Четверг Страстной седмицы, в Богородичном Пантелеимоновом Щегловском мужском монастыре совершена Божественная литургия святителя Василия Великого в соборном храме в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница».

Литургию возглавил игумен Филарет (Смирнов), ему сослужили игумен Никодим (Крюков) и иеродиакон Евлогий (Харитонов).

В четверг Страстной седмицы (17 апреля) вспоминается Тайная вечеря, на которой Господь установил Таинство Святого Причащения (Евхаристии), умовение Господом ног ученикам в знак глубочайшего смирения и любви к ним и молитва Спасителя в Гефсиманском саду перед началом пути на Голгофу.

В Великий Четверг, когда Святая Церковь воспоминает установление Таинства Евхаристии, служится самый торжественный чин Божественной литургии – святителя Василия Великого, а все верующие приступают к Таинству Причащения.

Тема богослужения проникнута воспоминаниями Тайной вечери, предательства Иуды и начала Крестного пути Господа и Спасителя нашего.

В память о событиях той пасхальной вечери в Сионской горнице и совершенной там первой Евхаристии, вместо песнопения «Иже Херувимы тайно образующе» поются следующие слова: «Вечери Твоей Тайной днесь, Сыне Божий, причастника мя прими. Не бо врагом твоим тайну повем, не лобзание Тебе дам, яко Иуда. Но яко разбойник вопию Тебе: помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем».

Это же песнопение поется на месте запричастного стиха и многократно повторяется во время причащения народа.

«Смолкли вопли и стенания грешной души, и не слышно более клика в нощи: Се Жених грядет, – ибо Жених уже пришел и в горнице убранной совершает великую Вечерю Любви. Вместо песни Се Жених грядет поется тропарь Великого Четверга:
«Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся и беззаконнным судиям Тебе Праведнаго Судию предает...»

Грядущий на вольную страсть нашего ради спасения Господь Иисус Христос дает своим апостолом, а через них будущей Вселенской Церкви, величайшее Таинство. Из Евангельского повествования нам известно, что на Пасхальной вечере Спаситель преломил хлеб, говоря: «Примите, вкусите. Сие есть Тело мое».

Потом же, благословив чашу с вином, произнес: «Пейте от ней все. Сие есть Кровь моя, Нового Завета, которая за Вас и за многих изливается во оставление грехов». (Мф 26:26-27).

Прежде крестной смерти, еще до того, как падшая человеческая природа, будет уврачевана через страдания воплотившегося Бога, Господь совершил величайшее чудо – Истинными Телом и Кровью приобщив Своих учеников, установив тем самым Таинство Евхаристии, как центральный момент литургической жизни будущей Церкви.

Общая трапеза, где никто из приходящих не может быть отвергнут, но в равном достоинстве разделяет ее с Самим Христом, явилась прообразом будущей единой Вселенской Церкви, скрепленной Кровью Нового Завета. И это евхаристическое общение возможно только в единстве с Церковью.

Перед целованием Креста игумен Филарет произнес проповедь о радости сегодняшнего дня и о грядущей печали.

- Двойным чувством печали и радости проникнуто содержание богослужения Великого Четверга: печали о начавшемся крестном восхождении Господа на Голгофу и радости о той великой Радости, которую Господь уготовал для всех, любящих Его. Эта «крестная радость» и есть та подлинная духовная радость, которая нам ныне дается.
Да, именно так! В этот день было установлено Таинство Евхаристии (Причащения). Вся служба этого дня наполнена трогательными и возвышенными текстами, прославляющими это Таинство, дающее нам Жизнь Вечную. И в этот же день в богослужебных текстах поднимается другая огромная тема: человеческая подлость.
Так эти темы и идут параллельно весь этот богослужебный день. Христос – Себя отдает нам, грешным, для нашей жизни и радости; кое-кто стремится к другому: к жизни лукавой, суетной…

Иуда осуществлял злодеяние расчетливо, удобного времени ища, чтобы Судию предать на осуждение – Того, Кто всех Господь и Бог отцов наших.
Один из вас, взывал к друзьям Своим Христос, предаст Меня; они же, оставив радость, тревогою и скорбью исполнялись: Скажи, кто это, – говоря: Боже отцов наших.
Злополучный Искариот, закон любви забыв преднамеренно, ноги, те, что были омыты, приготовил к предательству; и, вкушая Твой хлеб, Тело Божественное, поднял пяту на Тебя, Христе, и не захотел взывать: Воспевайте Господа, творения, и превозносите во все века!

Вновь и вновь Церковь в своих песнопениях Великого Четверга сопрягает эти две великие темы: Христос отдает Себя в пищу и питие – Иуда окончательно укореняется в мысли предать Учителя.


Возврат к списку