Новости17.04.2014
В Великий Четверг Страстной седмицы, в Богородичном Пантелеимоновом Щегловском мужском монастыре совершена Божественная литургия святителя Василия Великого в соборном храме в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница»
В Великий Четверг Страстной седмицы, в Богородичном Пантелеимоновом Щегловском мужском монастыре совершена Божественная литургия святителя Василия Великого в соборном храме в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница». Литургию возглавил игумен Филарет (Смирнов), ему сослужили игумен Никодим (Крюков) и иеродиакон Евлогий (Харитонов). В четверг Страстной седмицы (17 апреля) вспоминается Тайная вечеря, на которой Господь установил Таинство Святого Причащения (Евхаристии), умовение Господом ног ученикам в знак глубочайшего смирения и любви к ним и молитва Спасителя в Гефсиманском саду перед началом пути на Голгофу. В Великий Четверг, когда Святая Церковь воспоминает установление Таинства Евхаристии, служится самый торжественный чин Божественной литургии – святителя Василия Великого, а все верующие приступают к Таинству Причащения. Тема богослужения проникнута воспоминаниями Тайной вечери, предательства Иуды и начала Крестного пути Господа и Спасителя нашего. В память о событиях той пасхальной вечери в Сионской горнице и совершенной там первой Евхаристии, вместо песнопения «Иже Херувимы тайно образующе» поются следующие слова: «Вечери Твоей Тайной днесь, Сыне Божий, причастника мя прими. Не бо врагом твоим тайну повем, не лобзание Тебе дам, яко Иуда. Но яко разбойник вопию Тебе: помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Это же песнопение поется на месте запричастного стиха и многократно повторяется во время причащения народа. «Смолкли вопли и стенания грешной души, и не слышно более клика в нощи: Се Жених грядет, – ибо Жених уже пришел и в горнице убранной совершает великую Вечерю Любви. Вместо песни Се Жених грядет поется тропарь Великого Четверга:
Грядущий на вольную страсть нашего ради спасения Господь Иисус Христос дает своим апостолом, а через них будущей Вселенской Церкви, величайшее Таинство. Из Евангельского повествования нам известно, что на Пасхальной вечере Спаситель преломил хлеб, говоря: «Примите, вкусите. Сие есть Тело мое». Потом же, благословив чашу с вином, произнес: «Пейте от ней все. Сие есть Кровь моя, Нового Завета, которая за Вас и за многих изливается во оставление грехов». (Мф 26:26-27). Прежде крестной смерти, еще до того, как падшая человеческая природа, будет уврачевана через страдания воплотившегося Бога, Господь совершил величайшее чудо – Истинными Телом и Кровью приобщив Своих учеников, установив тем самым Таинство Евхаристии, как центральный момент литургической жизни будущей Церкви. Общая трапеза, где никто из приходящих не может быть отвергнут, но в равном достоинстве разделяет ее с Самим Христом, явилась прообразом будущей единой Вселенской Церкви, скрепленной Кровью Нового Завета. И это евхаристическое общение возможно только в единстве с Церковью. Перед целованием Креста игумен Филарет произнес проповедь о радости сегодняшнего дня и о грядущей печали. - Двойным чувством печали и радости проникнуто содержание богослужения Великого Четверга: печали о начавшемся крестном восхождении Господа на Голгофу и радости о той великой Радости, которую Господь уготовал для всех, любящих Его. Эта «крестная радость» и есть та подлинная духовная радость, которая нам ныне дается.
Иуда осуществлял злодеяние расчетливо, удобного времени ища, чтобы Судию предать на осуждение – Того, Кто всех Господь и Бог отцов наших.
Вновь и вновь Церковь в своих песнопениях Великого Четверга сопрягает эти две великие темы: Христос отдает Себя в пищу и питие – Иуда окончательно укореняется в мысли предать Учителя. |