Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

02.03.2014
Канун Великого поста. Прощеное воскресенье. В этот день братия и прихожане Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря испросили друг у друга прощения

В этот день братия и прихожане Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря испросили друг у друга прощения, чтобы сосредоточиться на духовной жизни, с чистым сердцем встретить Пасху - день Воскресения Христова.

На вечернем богослужении присутствовали все игумены, иеромонахи, монахи, послушники и трудники монастыря. А также пришли многие прихожане для участия в монастырском Чине прощения.

Вот открылись царские врата, братия переоблачилась в постовые одежды, зазвучал великопостный «великий прокимен»: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю…»

Чин прощения дает возможность примириться с ближними и своей совестью – «солнце да не зайдет во гневе вашем», так как любое немирствие или нарушение благословения встанут в час молитвы стеной, через которую «достучаться» до Бога будет почти невозможно. Помни последняя твоя, и вовек не согрешишь.

Иеромонах Лазарь обратился к молящимся со словами проповеди. В Прощеное воскресенье утром на Литургии читалось библейское повествование об Адаме и Еве, злоупотребивших даром свободной воли и нарушивших божественную заповедь послушания. Отец Лазарь говорил о том, что можно лишь покаянием, подвигом и трудами великого воздержания то, люди потеряли грехом, найти, обрести, вернуть. Также говорил он и о Евангельском повествовании, в котором Господь Иисус Христос пояснял содержание молитвы "Отче наш":

"Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших".
На аналой возложили икону страдающего Спасителя в терновом венце. Братиясотворила земные поклоны, испросила прощения своих грехов друг у друга и у прихожан и народа, каждый из братий говорил:

- Благословите мя, отцы святии и братия. И простите мне, грешному, ели΄ка (что) согреших в сей день и во вся дни живота моего: словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы.

Все ответили земным поклоном и сказали:

- Бог да простит и помилует вас, отцы святые. Простите и помолитеся и о нас, грешных.

В ответ прозвучало:

- Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас.

Игумен Феогност (Авдеев), игумен Филарет (Смирнов), иеромонах Лазарь (Поляков), игумен Михаил (Тополев), иеродиакон Евлогий (Харитонов) встали на солее, держа в руках иконы, Евангелие, Крест, с ним подходили монахи, послушники, трудники, прихожане, у каждого по отдельности просили прощения, прикладывались к святым образам, Евангелию и Кресту.
Во время обряда прощения монастырский хор пел "Покаяния отверзи ми двери", "На реках вавилонских" и другие покаянные песнопения.

После чина прощения все старались не говорить лишних слов, прихожане кланялись друг другу, просили прощения и в знак прощения отвечали: "Бог простит, меня прости, и я прощаю",

Все из народа, кто стоял в храме, обращались с просьбой о прощении к каждому, кто был здесь, даже с кем не знаком, хотя в приходе, уже сложившемся, многие знают друг друга в лицо. Этот удивительный, трогательный чин раскрывает сердца. Часто на глазах у многих были видны слезы, даже у мужчин повлажнели глаза. Все простили друг друга не формально, на словах, а искренне, от всего сердца.

Братия разошлась по своим кельям для уединения и молитвы.

Первые свидетельства о служении Чина прощения в монастырях России нашлись в русских монастырских Обиходниках и архиерейских Чиновниках, где записывался установленный ход богослужений, и принадлежат XVI – XVII векам. Более ранних сведений об этом пока нет, но известно, что этот трогательный чин возник из уставного чина прощения, который в более раннюю пору совершался ежевечерне.
Истоки этого церковного чина в истории христианства - в Житии преподобной Марии Египетской. В египетской церкви, в Иорданском монастыре у отшельников был обычай в последнее воскресенье перед началом Великого поста просить прощения друг у друга, а затем, по благословению игумена, удаляться в пустыню на все сорок дней поста, до Вербного воскресенья, чтобы, вернувшись на Страстную неделю, вместе встретить праздник Пасхи.

Но так сердечно и будто навсегда монахи прощались и просили прощения у Бога и между собой всей братией перед сорокадневным испытанием еще и по той причине, что из пустыни возвращались не все: кто-то мог погибнуть от голода или жажды, кто-то попадался диким зверям, которых в те древние времена в пустыне было можно встретить гораздо чаще, чем сейчас. Отшельнику надо было уйти с облегченным сердцем, знать, что не оставляешь обиженных тобою и сам – прощен и отпущен.
Прощеное воскресенье – один из очень важных дней в жизни каждого, кто приготовился к сорока постным дням и еще семи дней Страстной седмицы, чтобы потом, в Светлое Христово Воскресенье – на Пасху Великую услышать: «Христос воскресе!» – и с радостью воскликнуть в ответ: «Воистину воскресе!»

В этот день последний раз употребляется скоромная пища (но без мяса). Верующие стараются строго соблюдать чистоту телесную и душевную. Начинается Великий пост...





Возврат к списку