Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

22.02.2014
Суббота мясопустная. Вселенская родительская суббота. День памяти всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших

Суббота мясопустная. Вселенская родительская суббота. Обретение мощей свт. Тихона, патриарха Московского и всея России.

В день памяти всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших Божественную литургию в Свято-Никандровском храме Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря совершил архимандрит Клавдиан.

Отцу наместнику сослужили игумен Феогност (Авдеев) и иеродиакон Евлогий (Харитонов).

Затем братия Щегловского монастыря совершили заупокойную панихиду.

В канун Вселенской родительской субботы, в храме Никандра Псковского было совершено заупокойное вечернее богослужение (Парастас).

* * *

Воскресенье перед Масленицей Святая Церковь именует Неделей мясопустной. «Неделя» по-старославянски значит «выходной день», а то, что мы называем собственно «неделей» (7 дней с понедельника по воскресенье) именуется «седмицей».
Греческое слово «мясопуст» означает мясное заговенье, день, когда последний раз перед Великим постом можно вкушать мясо. А далее мясо оставляется (отпускается). Интересно и латинское прочтение названия этого дня - «carne valе» - что переводится как «мясо, прощай», а звучит как «карнавал». В древности именно так назывались шумные пиры перед Великим постом, или, по-русски, масленичные гуляния.
В мясопустное воскресенье богослужение Церкви посвящено теме Страшного Суда. Поэтому накануне, в мясопустную субботу, как бы в преддверии Страшного Суда Христова, Церковь совершает вселенское поминовение «всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших».

Установление мясопустной родительской субботы восходит к преданию апостольскому, что подтверждается уставом св. Церкви, изложенным в V веке преподобным Саввою Освященным на основании древнейшего предания, и обыкновением древних христиан стекаться в определенные дни на кладбище для поминовения умерших, о чем сохранилось письменное свидетельство из IV века.

Основанием к установлению этого поминовения послужило то, что в воскресный день мясопустной седмицы св. Церковь совершает воспоминание второго пришествия Христова. И потому — накануне этого дня, как бы в день, предшествующий страшному суду Христову, и притом приближая к духовным подвигам св. Четыредесятницы, когда нам должно войти в теснейший союз любви со всеми членами царства Христова — и Святыми, и живущими, и умершими, Церковь предстательствует о всех, от Адама до днесь, усопших во благочестия я правой вере праотцах, отцах и братиях наших от всякого рода: от рода царей, князей, монашествующих, мирян, юношей и старцев, и всех… — внезапно умерших и оставшихся без узаконенного погребения, — предстательствует, умоляя, Праведного Судию явить им Свою милость в день нелицеприятного всем воздаяния.

Святые отцы узаконили совершать поминовение по всем умершим по следующей причине. Многие весьма нередко умирают неестественною смертию, например, во время странствования в морях, в непроходимых горах, в ущельях и пропастях; случается, гибнут от голода, в пожарах, на войнах, замерзают. И все таковые лишаются узаконенного псалмопения и заупокойных молитв. Вот, почему святые отцы, движимые человеколюбием, и установили, основываясь на учении апостольском, совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, когда бы, где бы и как бы ни кончил земную жизнь, не лишился молитв Церкви.

В году несколько родительских суббот: субботы перед мясопустной неделей и перед праздником Троицы (Пятидесятницы) — их называют Вселенскими родительскими субботами. Посвящая неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, церковь установила ходатайствовать не только за живых, но и за всех умерших.

Считается, что торжественное всецерковное поминовение усопших в эту, а также Троицкую субботу приносит великую пользу и помощь умершим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой живут верующие.

По Церковному Преданию, большая польза для душ усопших получается от жертвы в алтарь, когда приносятся и жертвуются продукты, необходимые для совершения богослужения: ладан, кагор, лампадное масло (все продукты должны быть высшего качества). Весьма угодна жертва на проведение ремонтных или восстановительных работ в храме, на его украшение, например, на фресковую роспись алтаря.


Возврат к списку