Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

19.02.2014
День памяти преп. Варсонофия Великого. И день Ангела преп. Варсонофия Щегловского и Тульского, основателя Богородичного Щегловского мужского монастыря

День памяти преп. Варсонофия Великого. И день Ангела преп. Варсонофия Щегловского и Тульского, основателя Богородичного Щегловского мужского монастыря.

В этот день в Щегловской обители была совершена Божественная литургия, а накануне – вечернее славословное богослужение. В будни в монастыре обычно бывает немного прихожан, так и на этот раз участие в богослужении приняли немногие.

Щегловская обитель восстанавливается два десятка лет, многое сделано, храмы обретают былое благолепие – силами наместника архимандрита Клавдиана и братии. Восстанавливаются монашеские традиции, в воскресные и праздничные дни прихожане спешат в любимый монастырь, чтобы в единении со всеми возвеличить Спаса нашего Иисуса Христа и Царицу Небесную, Пресвятую Богородицу, а также прославить святых покровителей Щегловской обители.

Празднование Дня Ангела основателя монастыря - дня памяти преп. Варсонофия Великого – еще не вошло в традицию, потому есть необходимость подробнее рассказать об авве палестинском – Варсонофии Великом, имя которого принял при постриге основатель монастыря Василий Макарухин.

Основатель Щегловского монастыря Василий Макарухин, в схиме Варсонофий

Как писал историк-краевед Николай Троицкий, весной 1890 г. Василий Иванович решается принять ангельский образ — постригается в монахи.

22 апреля 1890 г. резко ухудшилось состояние здоровья В.И. Макарухина. На следующий день он приобщился Святых Христовых Тайн и над ним было совершено таинство елеосвящения.

А через два часа он воспринимает схиму — священное знамя духовной битвы. Новопостриженному схимонаху дано имя Варсонофий в честь Варсонофия Великого. Теперь, всей душой оставив мир и всей душой обратившись к Небу, схимонах Варсонофий всецело отдавался молитве. Ежедневно после ранней литургии он приобщался Святых Христовых Таин, после сего выпивал одну чашку чая с просфорой.

26 апреля (9 мая по новому стилю) 1890 года в 1 час 30 минут ночи схимонах Варсонофий тихо и блаженно почил о Господе. Тело его положено в нижней церкви (во имя св. Пантелеимона) двухэтажного собора в честь Пресвятой Богородицы-Млекопитательницы — под алтарем северного придела, тогда посвященного св. Василию Блаженному.

В настоящее время создана рака и резная сень над захоронением св. преп. Варсонофия Щегловского и Тульского. Сень установлена в нижнем храме, ныне освященном в честь св. Вмч. Пантелеимона, сюда открыт доступ верующим — прихожанам и паломникам для поклонения памяти св. преп. Варсонофия, Щегловского и Тульского. В этом уединенном месте, похожем на пещеру первых лет возникновения монашества, легко и радостно молиться, прося заступничества у святого угодника Божия Варсонофия в усердных трудах и во всяком добром деле.

Варсонофий Великий (или Варсонофий, авва Палестинский) — христианский святой, монах, подвижник.

Варсонофий родился в Египте. По некоторым данным, детство и юность провел в крупном городе, был хорошо образован, знал несколько языков. В юности он отправился паломником в Св. Землю, посетил ряд монастырей, принял постриг от отшельника Маркелла и затем подвизался вместе с ним, а после его смерти некоторое время был странствующим монахом.

Впоследствии он поселился в общежительном монастыре, основанном аввой Серидом, к югу от Газы, несмотря на приглашения игуменов других монастырей: «Сколь многие хотели (принять к себе) нас, старцев, и искали этого, но не дано им было того, а Бог послал нас к авве Сериду, не искавшему сего, и сделал его искренним нашим чадом».

Более 50 лет святой жил уединенно в стенах монастыря и отшельником в пустыне. Поначалу Варсонофий Великий жил в келье, находившейся внутри монастыря, затем удалился в затвор, где он «заключился живым как во гробе ради имени Иисусова» и строжайшим образом подвизался на протяжении 18 лет; здесь он никого не принимал, не сделав исключения даже для епископа и родного брата. Одному подвижнику из Египта, упрашивавшему принять его, преподобный написал: «Если для тебя отворю двери, то и для всех; а если не отворю тебе, то и никому другому».

Только авва Серид один раз в неделю приносил ему 3 небольших хлебца и немного воды и причащал Св. Таин, а также прочитывал вопросы посетителей и записывал предлагавшиеся ответы.

Когда из-за полной недоступности Варсонофия Великого многие усомнились в самом его существовании и сочли, что ответы составляет сам авва Серид, Варсонофий Великий принял монахов и умыл им ноги. Несмотря на немощи он никогда не оставлял своего рукоделия, забывал о вкушении пищи: «...ничего не вкушал и не пил… пища, питие и одеяние его - Дух Святой».

Варсонофий обладал даром чудотворения, в том числе воскрешения умерших. Сохранились духовные поучения Варсонофия Великого и его переписка со святым Иоанном Пророком, записанные Аввой Дорофеем.

Часто Варсонофий Великий упоминается в одном контексте со своим учеником и доверенным лицом Иоанном Пророком. Благодаря строгой аскетической жизни и духовной прозорливости Варсонофий Великий, не покидая своего затвора, стал духовным руководителем братии не только своей обители, но и других монастырей, а также многих клириков и мирян, как ясно из его ответов.

Варсонофий Великий получил от Бога великие духовные дарования смирения, рассуждения, прозорливости и пророчества, чудотворения, любви к Богу и ближним. Из своего затвора, скорее всего в связи с оригенистскими спорами, Варсонофий Великий, чувствуя неуверенность императора, советовал ему не бояться сильных мира сего и поступать по воле Божией: «И если истинно то, что сердце царево в руце Божией, то если пожелаем поступать право, Бог преклонит его к нам».

Широко известна и регулярно употребляется в православной традиции молитва преподобного Варсонофия Великого о прощении забытых грехов. «Владыко Господи, поскольку и забыть свои прегрешения есть грех, то я во всем согрешил Тебе, Единому Сердцеведу; Ты и прости мне все по Твоему человеколюбию; тем-то и проявляется великолепие славы Твоей, когда Ты не воздаешь грешникам по делам их, ибо Ты препрославлен во веки. Аминь.»

В своем затворе преподобный Варсонофий всецело предался молитве и достиг высокой степени духовного совершенства. О жизни, подвигах и благодатных дарованиях святых Варсонофия и Иоанна сохранились свидетельства в рукописях. В славянских списках XV - XVII вв. находим их наставления в форме ответов на вопросы, которые им задавали ученики и мирские люди.

В XVIII в. стараниями известного молдавского старца, схиархимандрита Паисия Величковского (+ 1794) были найдены на Афоне наиболее полные две древнейшие пергаменные греческие рукописи «Ответов» преподобных Варсонофия и Иоанна. Они были при жизни старца Паисия переведены на молдавский и славянский языки. Издание этих рукописей, так же, как и перевод на русский язык, было осуществлено в XIX веке старцами Введенской Оптиной пустыни. Наставления преподобных Варсонофия и Иоанна ясно показывают степень их нравственного совершенства, любви к людям, содержат скупые факты их жизни.

Богооткровенный и духоносный характер учения преподобных Варсонофия Великого и Иоанна пророка был очевиден как для их современников, так и для тех, кто продолжал учиться у них в последующие времена. Преподобные руководствовались принципом, сформулированным аввой Сисоем: «Ищи Господа, а не испытывай, где обитает Он». Их «Ответы» представляют ценность, прежде всего, потому, что в них отражена живая традиция духовного наставничества V-VI вв., основанная на непосредственном духовном опыте, а не на каких-либо теоретических знаниях.

Варсонофий Великий писал игумену Иоанну: «Я написал тебе все, от альфы до омеги, от устроения новоначального до совершенного, от начала пути до конца его…». Продолжая излагать мысль преподобного, архиепископ Филарет (Гумилевский) указал на главный предмет «Ответов» - «совесть внутреннего человека, совлечение ветхого человека и облечение в нового.

После смерти аввы Серида Варсонофий Великий ушел в полный затвор и не принимал никого, в том числе и нового игумена Елиана, отказывался от пищи и не отвечал на вопросы.

Проведя долгое время в затворе, преподобный Варсонофий после того и до кончины преподобного Иоанна Пророка, о чем свидетельствует авва Дорофей (память его 5 июня), стал служить людям, наставляя их на путь спасения. Известно, что свои ответы вопрошавшим святой Варсонофий передавал через преподобного Иоанна, иногда поручая ему давать ответы, а также через игумена авву Серида, который записывал ответы святого.

В ответах преподобного Варсонофия и Иоанна Пророка, ставших руководством к духовной жизни не только для их современников, но и последующих поколений, ясно можно видеть постепенное духовное восхождение «от силы в силу» преподобных. Подвигом поста, безмолвия, хранения сердца, непрестанной молитвы преподобный Варсонофий достиг высоты смирения, рассуждения и огненной любви.

Господь дал ему дар прозорливости, предвидения и чудотворения, а также власть молитвой очищать от грехов души людей. Иногда он брал грех другого на себя. Преподобный знал сердечные расположения, поэтому наставлял сообразно с направлением мыслей каждого. Именем Господа он воскрешал мертвых, изгонял демонов, исцелял безнадежных больных; вещи, им освященные, подавали помощь (например, куколь снял головную боль инока).

По молитве преподобного Варсонофия Бог посылал дождь на землю, снимая Свой гнев с множества людей; предсказания преподобного всегда исполнялись. Так, он предупредил безмолвника того же монастыря - старца Евфимия, что тот будет положен с ним в один гроб, что и сбылось, как и многое другое. Все эти великие дарования преподобный Варсонофий приобрел после многих лет терпеливого перенесения великих искушений и болезней.

Как передает Евагрий Схоластик, люди верили, что Варсонофий Великий «живет в затворе в малой келье, хотя он в течение 50 лет и более никому не показывался и ничего не принимал земного». Когда усомнившийся в этом Иерусалимский Патриарх Евстохий († 563/4) велел раскопать келью, «где затворился человек Божий», оттуда вырвался огонь и «едва не попалил всех там бывших».

Вероятно, великий старец умер или незадолго до раскапывания кельи, или в скором времени после этого от истощения телесных сил. Кончина преподобного Варсонофия Великого чаще всего датировалась 563 г.

Память святого почитают в Православной церкви 6\19 февраля.

Его мощи в 850 году были привезены в Италию, где и хранятся по настоящее время в городе Ория, чьим покровителем он считается. В IX в. мощи преподобного Варсонофия Великого были перевезены из Газы в г. Ория (Апулия, Южная Италия), где они были торжественно встречены Феодосием, епископом Орийским, и положены в древней базилике возле врат. После разрушения базилики арабами о мощах долгое время не было никаких сведений. В 1170 г. они были обнаружены и перенесены в кафедральный собор, где до сих пор хранится их частица.

Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн вели очень строгий образ жизни и тому же учили вопрошавших их. Путь внешнего подвижничества изложен ими достаточно подробно, хотя он сам по себе, на их взгляд, не имеет никакой ценности. Так, лучше довольствоваться одной одеждой, но смиренно можно иметь по 2 или 3. Надлежит спать «половину ночи», но «по случаю труда» можно отдохнуть лишний час. Одному подвижнику дается строгое указание о посте, другим сказано, что «болезнь… вменяется вместо поста, и даже более». «Если и десять раз в день будешь есть, не печалься, ты не будешь осужден за это»; «[Пост чувственный] ничего не значит без духовного», - утешал Варсонофий Великий болящего инока Андрея. Во всех моментах своей жизни должно руководствоваться «мерой воздержания».

Два из лейтмотивов «Ответов» - крайнее опасение телесного покоя и уверенность в необходимости скорбей и испытаний. «[Спасение] требует многих потов, труда и понуждения». «…Не расслабляйся, угождая своему телу, иначе оно низложит тебя»,- писал Варсонофий Великий; «всякий телесный покой мерзок Богу нашему». Труды и скорби нужно избрать добровольно («отцы наши избирали себе скорби, не стыдно ли нам искать во всем покоя?», без страха и сомнения, зная, что «Бог ни от кого не требует ничего сверх силы».

В призыве о необходимости претерпеть искушения звучат христианские радость и надежда, по словам Варсонофия Великого, «не бойся искушений, но возрадуйся в них, потому что они ведут тебя к преуспеянию». В «Ответах» лаконично выражена мысль, близкая к общеизвестному утверждению, что «подвижничество - второе мученичество»: «Без мучений никто не бывает мучеником».

Тот, кто исполнит один из основных законов духовной жизни: «желающим спастись предстоят скорби», сможет достичь настоящего покоя, не зависящего ни от каких внешних обстоятельств («Если ты хочешь обрести совершенный покой, познай, что претерпел Господь, и ты претерпи». Награда за перенесение скорбей - жизнь вечная.


Возврат к списку