Новости09.02.2014
В неделю о мытаре и фарисее, праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской
9 февраля 2014 года, в неделю о мытаре и фарисее, праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, Архимандрит Клавдиан, наместник Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря, совершил Божественную литургию в храме преп. Никандра Псковского. Отцу наместнику сослужили благочинный игумен Феогност (Авдеев), иеродиакон Евлогий (Харитонов). В своей проповеди архимандрит Клавдиан отметил духовную значимость Евангельского чтения Недели и затронул тему мученичества за веру православную, гонениям на которую подверглись христиане Русской Православной Церкви в минувшем 20-ом веке. Богослужением этого дня Церковь вступает в подготовительные седмицы к Великому посту. Нынешнее воскресенье на языке церковного Устава называется Неделей о мытаре и фарисее. - Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Мы только что прослушали Евангелие, в котором излагается хорошо известная притча о мытаре и фарисее. Два человека пришли в храм: мытарь, сборщик податей, человек грешный, которого ненавидели в силу его должности соплеменники; и фарисей, ревновавший о благочестии. Фарисей, обращаясь к Богу, благодарил Его за то, что он не такой, как все остальные люди, Он перечислял свои достоинства: что он и молится, и постится; и не такой, как мытарь, что стоял рядом с ним. А мытарь, не смея воззреть на небо, бия себя в грудь, обращался ко Господу, говоря: «Боже, будь милостив ко мне, грешному» (Лк. 18:13). И завершается притча словами, что каждый, кто возносит себя, будет уничижен, а тот, кто уничижает себя, будет возвышен (Лк. 18:14). Обращаясь к ученикам, Господь говорит, что мытарь вышел из храма оправданным более, нежели фарисей. Эта замечательная притча помогает нам понять, что есть благо пред Богом в сфере нашей внутренней, сокровенной духовной жизни. От сознания своей греховности в душе мытаря происходит переворот. Он проникается глубочайшим смирением, не в состоянии глаза к небу поднять. И это внутреннее сокрушение, внутренний переворот, осознание своей греховности, это стремление к Богу и было тем драгоценным, что отличило в глазах Божиих этого грешного человека от стоявшего рядом с ним «праведного», как фарисей сам себя называл. Неслучайно подготовительные недели к Великому посту начинаются с этого воскресенья, с чтения этой притчи. Мы должны понять, что является самим главным в нашей духовной жизни. Нам кажется, что важно достичь какой-то определенной высоты, какого-то определенного положения, будь то внешнее положение в обществе, в семье, высокий сан или звание. Многие связывают с успехом интеллектуальное развитие, получение хорошего образования. Многие считают, что вместе с ним приходит и культура, а, значит, некий уровень нравственности. Но Богу важны и нужны наше духовное развитие, совершенствование. И если наше сокрушение о грехах искренне, если мы сокрушаемся о нашем падении и хотим быть с Богом, то тем драгоценнее такое движение человеческой души. Дорогие мои! Пред нами в жизни две дороги: мы или пойдем стопами фарисея к внешнему почету, ко всему, чем питается тщеславие и услаждается гордость, или же вступим во следы мытаря с его сокрушенным сердцем, смиренным духом. Первый цель — желание только земного благополучия – путь погибели в вечной жизни; второй – приведет нас к источнику света и правды. Фарисейская гордость слепа. Слепота наша в том, что считаем себя зрячими: слишком горды мы. Мы все видим, все переживаем, только не видим греха своего, и оттого слепы, и грех остается в нас. Фарисей есть неизлечимый больной, который не видит своей болезни; мытарь - больной, который выздоравливает, ибо увидел он свою болезнь, припал ко Врачу и принял лекарство. Да помилует Господь всех кающихся грешников и да исцелит от греховного недуга всех, кто молится Ему со страхом и трепетом, славя Его как милостивого Отца, Единородного Сына и Пресвятаго Духа - Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь. По завершении Божественной литургиии были вознесены особые молитвы о пострадавших и убиенных в годы гонений на Церковь Христову, о всех пострадавших и почивших за веру Христову в лютые годины богоборчества.
|