Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

27.10.2013
Церковь совершает память святых отцов Седьмого Вселенского Собора, которые утвердили иконопочитание

27 октября 2013 года, в неделю 18-ю по Пятидесятнице, день памяти святых отцов VII Вселенского Собора, архимандрит Клавдиан, наместник Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря, возглавил служение Божественной литургии в храме преп. Никандра Псковского. Отцу наместнику сослужили игумен Филарет (Смирнов), иеродиакон Евлогий (Харитонов).

Воскресную проповедь произнес игумен Филарет (Смирнов)

Церковь совершает память святых отцов Седьмого Вселенского Собора, которые утвердили иконопочитание. Это было в 787 году после продолжительной борьбы с ересью иконоборцев. Догмат иконопочитания, говорят святые отцы, является печатью всех догматов нашей Церкви. Он утверждает прежде всего тайну Боговоплощения. Оттого что Бог стал человеком, Неописанный дает Себя описать, Свет неприступный, в котором пребывает Бог, становится видимым. Именно так говорит святой апостол Иоанн Богослов о тайне Богочеловека, Которого «мы видели и слышали, Которого осязали руки наши». Икона — это дар Божий. Представьте себе храм без иконы. Без присутствия в нем Господа, Божией Матери и святых. Евангелие в красках изображается на стенах храмов. Икона — богомыслие в красках, как говорят святые отцы, доступное самому простому уму и сердцу. Подлинные иконы — особое духовное и художественное явление.

Сегодня молящиеся слышали притчу о сеятеле и о возможной судьбе отдельных семян. Иное падает при дороге, иное в неглубокую землю, иное среди терний. Но все мы предназначены и призваны быть землей, приносящей «плод сторичный», быть среди тех, «которые, услышавши слово, хранят его в добром и чистом сердце, и приносят плод в терпении». Земля души во-первых должна быть «доброй», созвучной семени, подобной ему. Во-вторых, она должна быть «чистой», не иметь в себе семян заблуждений и пороков, способных вырастать в страсти и заглушать остальное. И она должна доверять силе принятого семени, быть до конца терпеливой, чтобы не раскапывать его каждый день: нет ли уже чем похвалиться, или от чего прийти в уныние. Но Священное Писание и глубже показывает тайну плодородия, показывает, так сказать, образ сцепления Божественного семени с принявшим его сердцем. «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня». Вот те узы, которыми так удивительно сплетается Слово Божие с живой душой: смерть со смертью, и жизнь с жизнью. В душе должно быть и ощущение своей смерти, и жажда истинной жизни. И понимание спасительной необходимости смерти и Воскресения Господа Иисуса Христа, и опять же — готовность сораспяться Христу, ради вхождения в Его жизнь.

А если и жизнь, и смерть не воспринимаются как равно необходимые, то Божественное семя не выдержит жаркого солнца, не подавит терний и не принесет плода. Но наиболее печальна судьба того семени, которое «упало при дороге, и было потоптано, и птицы небесные поклевали его». Господь объясняет, что «это суть слушающие, к которым потом приходит диавол, и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись». Почему «похищает и уносит»? Разве мало, что оно и так в мертвой земле? Но диавол знает, что душа может ожить, прийти в себя и ухватить семя. Но что же он делает с унесенным? А он его искажает, примешивает ложь и возвращает назад через еретиков и сектантов. Как и Самому Господу Иисусу диавол предлагал такое вырванное из Библии слово. Он вознес Иисуса на высоту и сказал: «бросься отсюда вниз; ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе, сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею». Господь знал, что на это ответить. Но ведь другой, имеющий в душе терния гордыни, жаждущий лести и похвал, мог бы и соблазниться, и броситься, забыв, что сказано также: «Не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4, 6–7). Поэтому будем скоры на слышание, а главное — на исполнение (Иак. 1, 19, 22). Потому что, если не услышим спокойно звучащего для нас Слова Божия, диавол тут же унесет его, сделает увлекательным, приспособит к нашим страстям и подсластит им свою отраву. И это последнее, ложное знание будет хуже первого, полного невежества.



Возврат к списку