Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

06.10.2013
В канун дня памяти преп. Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца

6 октября 2013 года в канун дня памяти преп. Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца, архимандрит Клавдиан, наместник Богородичной Щегловской обители, возглавил Всенощное бдение. Отцу наместнику сослужили иеромонах Лазарь (Поляков) и иеродиакон Евлогий (Харитонов).

Богослужение было совершено в храме в честь преп. Никандра Псковского. В его завершение прозвучало славление святому возле его иконы, расмположенной в иконостасе  в местном ряду.

Свято-Никандровский храм в далеком девятнадцатом веке был сооружен по инициативе основателя монастыря Василия Макарухина и при непосредственном финансировании им строительства. Так в Щегловском монастыре появился еще один храм, он был устроен в честь 25-летия служения на Тульской кафедре архиепископа Никандра, которое отмечалось 22 октября 1885 года.

Храм возвели по проекту А.Г. Бочарникова. Заложили его 24 мая 1886 года, уже после смерти архитектора. Церковь была освящена 24 сентября 1889 года (по новому стилю 7 октября) в день памяти святого, которому был посвящен главный алтарь, - преп. Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца.

В Никандровском храме, так же, как и в главном храме монастыря, имелся (и сохранен доныне) список иконы Божией Матери «Млекопитательница». Храм был теплым; богослужение совершали в нем в зимнее время.

* * *

Преп. Никандр Псковский пустынножитель. Память 24 сентября/7 октября (день кончины), 29 июня (обретение мощей) и в Соборе Псковских святых

В миру Никон, родился 24 июля 1507 году в селе Виделебье Псковского уезда в семье крестьян Филиппа и Анастасии.

С детства он мечтал продолжить подвиги своего односельчанина - преподобного Евфросина, начальника Псковских пустынножителей. Первым в семье Никона принял монашество его старший брат Арсений. После смерти отца семнадцатилетний Никон сумел убедить и мать раздать имение и удалиться в монастырь, где она жила до самой кончины. Обойдя обители Псковской земли, поклонившись мощам преподобного Евфросина и его ученика преподобного Саввы Крыпецкого, он окончательно утвердился в стремлении к отшельнической жизни.

Чтобы иметь возможность читать Слово Божие, Никон нанялся в работники к псковскому жителю Филиппу, который за усердие отдал его на обучение к опытному учителю. Видя ревность юноши, Господь Сам указал ему место подвига. Горячо молясь в одной из псковских церквей, он услышал глас из алтаря, повелевавший ему идти в пустынь, которую Господь укажет через Своего раба Феодора. Крестьянин Феодор отвел его на речку Демьянку, между Псковом и Порховом . Там поставил себе Никон небольшую хижину и проводил время в уединении, питаясь одними растениями.

Народ, узнав о его жилище, начал посещать его, чем невольно нарушил спокойствие отшельника. Никон, избегая мирской чести, удалился в общежительную пустынь преподобного Саввы Крыпецкого. Игумен, видя его телесную немощь, не сразу согласился принять его, опасаясь, что трудности монашеской жизни будут ему не по силам. Тогда Никон, припав к раке преподобного Саввы, стал, как живого, умолять его взять в свою обитель. Игумен смягчился и постриг Никона с именем Никандр.

Много искушений и бед пережил на тесном пути подвижничества преподобный Никандр. О "страстех пустынных" ему предсказал еще в Пскове блаженный Николай.

Пребывание на Демьяне озере русского отшельника — святого Никандра Псковского. Он никогда не просил милостыни, питался только тем, что боголюбивые люди приносили сами, а недостаток в пище восполнял все тем же «былием и ужем». В беседе с диаконом Петром из Порхова преподобный Никандр однажды рассказал о своих страданиях: «Три года я болел («пренемогал») ногами, а теперь обрел отраду».

Молитвами всех псковских угодников и преподобного Александра Свирского, который дважды являлся преподобному, наставляя и укрепляя его, он, с помощью благодати Божией, преодолел все многообразные козни лукавого. Силой молитв преподобный победил слабости плоти, человеческое недоброжелательство и диавольские страхования. Однажды его чуть не убили разбойники. Нередко разбойники нападали на монашеские поселения, думая, что найдут здесь множество богатств. В один из дней на одинокую келью святого Никандра Псковского напали разбойники. Они забрали единственное богатство подвижника — книги и иконы, а самого связали и сильно избили. Один из нападавших даже ударил его копьем. Возвращаясь назад со своей небольшой добычей, разбойники заблудились в лесу. Три дня и три ночи они бродили, тщетно пытаясь найти дорогу. Изнемогая от голода и усталости, они стали роптать на святого, которого сами же и обидели: «Себе не смог помочь своей молитвой и нам не может». Переправляясь по дереву через реку Демьянку, роптавшие разбойники сорвались вниз и утонули. Двое же со слезами возвратились к святому и поставили иконы в красном углу его кельи, умоляя преподобного о прощении. Святой накормил их, чем смог, указал дорогу и отпустил с миром

По молитвам святого, двое из них, устрашившись внезапной смертью своего товарища, раскаялись в своих злодеяниях и получили прощение старца.

Строгим своим житием обратил он на себя внимание сподвижников, но не желая иметь отличия перед тружениками, он удалился в прежнюю свою пустынь на безмолвие и провел там 15 лет.

Впоследствии, избегая мирской славы, он еще раз приходил на жительство в Крыпецкую обитель. Там избрали его в звание екклисиарха (уставщика церковного), а потом в должность монастырского келаря. Но начальственные сии должности, ввиду точного им их исполнения, подвергли Никандра многим наветам и оскорблениям. Пустынник оставил обитель. В 3-х верстах от нея, на одном острове, поставил он келью и мирно жил в ней, пока все те же завистники и клеветники не вытеснили его и из этого убежища.

Он в третий раз возвратился в первую свою пустыню на речку Демьянку и пребывал уже там неотлучно до кончины своей. Ежегодно Великим постом преподобный Никандр ходил в Дамиановский монастырь, где исповедовался и причащался Святых Христовых Таин. За восемь лет до кончины он принял там великую схиму. К преподобному стало приходить много народа. Пустынник с любовью и вниманием относился ко всем нуждам своих посетителей и даже устроил им для ночлега убогую "гостиницу у дуба", которую сам протапливал. Преподобный не позволял себе выставлять напоказ свои дарования. Приходя тайно к его келлии, люди всегда слышали, что он молится с горьким рыданием. Он же, заметив близость людей, тотчас умолкал, пряча от них полученный дар слез.

Преподобный Никандр до конца жизни оставался пустынником (его так и величают - преподобный Никандр пустынножитель), но завещал не оставлять место его трудов после своей кончины, обещая свое покровительство насельникам будущего монастыря. Диакону Порховского женского монастыря Петру преподобный заповедал на его могиле поставить церковь и перенести туда икону Благовещения Пресвятой Богородицы из погоста Тишанки. Он предвидел свою смерть, предсказав, что умрет, когда на отечество нападут враги, предрекая им при этом скорое поражение.

24 сентября 1582 года , во время нашествия войск польского короля Стефана Батория, один крестьянин, Иван Долгий, нашел его скончавшимся: он лежал на рогожке с крестообразно сложенными на груди руками. Он предал останки преподобного земле близ дуба, где стоит ныне соборная Благовещенская церковь, а потом известил о сем Порховских жителей, которые совершили погребение по христианскому чиноположению 1 октября 1582 года.

В 1584 году пришел на это место неизвестный мирянин и, поселясь при гробе Никандра, принял монашеский постриг под именем Исаии. Он собрал некоторое число братии и положил начало монастырю Никандровскому.

В 1686 году при патриархе Иоакиме состоялось прославление преподобного Никандра и было установлено празднование его памяти 24 сентября, в день кончины, и в храмовой праздник обители - Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта). При перестройке собора монастыря были обретены мощи преподобного Никандра, скрытые в стене, и 29 июня празднуется как день обретения его честных мощей.

С тех пор Благовещенская обитель стала именоваться Никандровою пустынью. Служба и житие преподобного Никандра были напечатаны в 1805 году.

Молитвы

Тропарь, глас 6

Светило незаходимаго света стране нашей явился еси, Богоблаженне, / доблественне претерпев вражия озлобления, / биение и раны, яко одежда нетления, вменишася тебе, / со зверьми же брався еси, и от человек злых прободения прияв, / о тех молился еси, глаголя: не постави им греха сего. / Темже Владыце Христу уподобился еси, достохвальне Никандре, отче наш, / молися о душах наших.

Ин тропарь, глас 4

Глас Божественный, / иже во Евангелии, услышав, преподобне отче Никандре: / приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы, / и прием крест, последовал еси Христу, / мир оставль, в пустыню вселился еси, / поношением же и бдением небесный дар восприим, / и души недужных, приходящих к тебе с верою, исцеляеши. / Темже и со ангелы срадуется, преподобне, дух твой.

Кондак, глас 1

Яко лучу тя солнечную Христос показа, преподобне, / сияеши бо в замли Российстей чудес благодатию, / и отгоняеши тьму страстей же и скорбей от приходящих к тебе с верою. / Темже почитаем твою память, Никандре / отче наш, и вопием ти: / радуйся, пустынножителей красото, / и стране нашей похвала и утверждение.

Ин кондак, глас 8

Во избрание Богосиянная звезда веры, / иже возсия в Русстей земли, отче преблаженне Никандре, / слезами и постом и бдением и молитвами удручал тело твое, / темже и обрете Небесную жизнь, / и радостно тайно со ангелы ликовствуя, да зовем ти: / радуйся, преподобне отче Никандре, пустынный жителю.


Возврат к списку