Новости01.09.2013
1 сентября 2013 года, в Неделю 10-ю по Пятидесятнице, праздник Собора Московских святых и Донской иконы Божией Матери
1 сентября 2013 года, в Неделю 10-ю по Пятидесятнице, праздник Собора Московских святых и Донской иконы Божией Матери, архимандрит Клавдиан, наместник Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря, совершил Божественную литургию в храме преп. Никандра Псковского. Среди молившихся были учащиеся высших и средних учебных заведений, прихожане и паломники. По окончании Литургии игумен Филарет (Смирнов) совершил чин молебного пения при начатии учения отроков, это водоосвятный молебен с призыванием Божия благословения на труды всех учащих и учащихся в новом учебном году. За молебном были вознесены прошения: «о еже низпослати на отроков сих дух премудрости и разума, и отверзти ум и уста, и просветити сердца их к приятию наказания добрых учений»; «о еже всадити в сердца их начало премудрости, страх Свой Божественный и тем буесть юности отгнати от сердец их, и просветити ум их, еже уклонитися от зла и творити благое»; «о еже отверзти ум их, еже прияти и разумети и памятствовати вся добрая и душеполезная учения». По окончании молебна все собравшиеся по очереди подходили к священнику и целовали Крест, при этом батюшка окроплял их водой, освященной на этом молебне. Затем игумен Филарет обратился к собравшимся с напутственным словом. Фотоальбом о Богослужениях 1 сентября - здесь * * * Начало нового учебного года для многих людей ассоциируется не только с праздничными школьными линейками, но и со ставшим уже традиционным посещением храмов, в которых для школьников и студентов, а также для учителей и родителей совершается молебен «при начатии учения отроков» или просто – молебен перед началом нового учебного года. В день совершения молебна любой храм как никогда раньше наполняется детьми и их родителями. Для многих детей это посещение храма становится единственным в году. Достаточно ли для хорошей учебы посещения храма в день знаний? Можно привести множество примеров прославленных Церковью святых, которые были образованнейшими людьми своего времени – это и святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст – учености которых удивлялись даже светские мудрецы, это и святитель Фотий, конспектировавший каждую прочитанную им книгу (благодаря чему современные филологи знают о существовании и содержании многих, не сохранившихся до настоящего времени книг и об их авторах), это и многие многие другие. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Если в не окрепшей еще душе запечатлены будут благие учения, никто не сможет их изгладить, когда она затвердеет, подобно тому, что бывает с восковой печатью. Ты имеешь в нем существо еще робкое, дрожащее, боящееся и взгляда, и слова, всего, чего угодно: используй власть над ним для того, что должно. Ты первый воспользуешься благими плодами, если будешь иметь хорошего сына, а затем - Бог. Для себя ты трудишься». Как мы видим, святитель говорит здесь о родителях и учителях, которые первыми должны заложить в ум, сердце и душу ребенка добрые и нужные знания, то есть – воспитать своего ребенка так, чтобы он стремился к доброму, полезному, но самое главное – стремился к Богу. Собственно, смысл слов святитель заключается в том, что родители и учителя воспитывают ребенка для Бога. Есть еще один очень интересный совет святитель Иоанна, особенно актуальный в наши дни: «Часто многие из отцов делают все, чтобы у сына был хороший конь, великолепный дом или дорогое поместье, а о том, чтобы у него была хорошая душа, нисколько не заботятся. Это и расстраивает всю вселенную». Получается, что, прежде всего, родители должны заботиться о душе или другими словами – о внутреннем мире своих детей. Усердие детей к учебе, усердие родителей к воспитанию и совместная молитва и духовная жизнь – вот к чему призывает нас Церковь. Молебен должен стать поводом, если так можно выразиться, и к дальнейшему посещению храма, и к прилежанию в учебе – Господь дал нам благословение, значит, мы должны ответить прилежным исполнением того, к чему призывает Церковь. Учиться ведь никогда не поздно, а тем более никогда не поздно учиться жить по-христиански.
|