Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

12.05.2013
Щегловский монастырь создавался как основа для тульской линии старчества

Разговор об этом серьезном деле состоялся в воскресной школе Щегловского монастыря, старшие учащиеся Илья Чолич и Александр Лапшин сделали сообщение об этом – с помощью взрослых наставников, подкрепивших их рассказ документальными данными. Подробности в видеорепортаже, посвященном дню памяти основателя Щегловского монастыря св. преп. Варсонофию - здесь

Фото о занятии в воскресной школе - здесь

Все в мире управляется всеблагим Промыслом Божиим. Сугубо промышление Божие о монастырях. Волос с главы человеческой не падает без воли Божией, – тем более не случайно и промыслительно появление святых обителей – уделов Божией Матери – монастырей.

Так случилось и при создании Богородичного Щегловского мужского монастыря в городе Туле. Он посвящен иконе Божией Матери «Млекопитательница». По событиям формирования духовной жизни можно сделать вывод, что Щегловский монастырь создавался как основа для тульской линии старчества, здесь очевидна преемственность глинской линии старчества.

Строгие афонские монахи прославили икону Пресвятой Богородицы-Млекопитательницы. Богословие иконы таково: Божия Матерь вскармливает Сына - Богомладенца, так же Она питает наши души, так же и Бог кормит нас «чистым словесным молоком» Слова Божьего, дабы мы, возрастая, переходили от пищи молочной к твердой пище Православия. То есть от азов Православия переходили к крепкой вере и глубокому Богословию.

Для сохранения такого завета афонских монахов и построил Василий Макарухин Щегловскую обитель – Богородичный Щегловский мужской монастырь в Туле, посвященный иконе Божией Матери «Млекопитательница».

Основатель мужского монастыря Василий Иванович Макарухин обратился за помощью в известные всему миру своим духовным авторитетом монашеские обители — в Русский на Афоне Пантелеимонов монастырь и Глинскую пустынь. Эти святые обители славились не только строгим уставом, но и развитием старчества.

С Афона были посланы святыни. В 1870 году Глинская пустынь прислала в Тулу иноков и иеромонахов, учеников Глинских старцев, из коих некоторые были позже настоятелями. В Щегловском монастыре был принят устав Глинской пустыни. Так было положено начало тульской линии старчества.

Иеромонах Илларион, ученик недавно канонизированного монаха Мартирия (Кириченко), стал в Тульском монастыре братским духовником. Затем духовником стал иеромонах Дометиан (в схиме Серафим). Он принимал и исповедывал всех, кто к нему шел. Посетителям он дарил скромные подарки: крестик, образок или поясок. К таким подаркам верующий народ относился с особым благоговением.

В воспоминаниях митрополита Евлогия (Георгиевского) есть рассказ о беседах со старцем Богородичного Щегловского монастыря. «Помню ласкового старца Дометиана, монастырского духовника. Увидит меня — и радушно: «Чайку! Чайку! Идите ко мне…»

Беседы с ним были назидательны, хотя он никогда прямо не назидал, а либо совет какой-нибудь даст, либо что-нибудь из монашеского быта расскажет. Давал он мне и книжки читать, приоткрывал тайну монашеской жизни и учил молиться. В монастыре я пробыл около месяца. Монахи научили меня многому. Мечтать о монашестве — это одно, реальность его — другое. Монахи показали мне внутреннюю, скрытую красоту монашества, ту тонкую красоту духовных состояний, которая раскрывается лишь на путях духовных. Этим они меня успокоили и привели к гармонии противоречие мечты и реальности».

Высоко ценил и понимал значение старчества Василий Иванович Макарухин, основатель Богородичного Щегловского мужского монастыря в Туле. С годами он все больше задумывался о монашеском житии для себя, о пути духовного возрастания. Василий Макарухин по древнему православному обычаю нашел себе духовника - иеромонаха Никандра.

Искусным «кормчим», «наставником» в деле спасения души исстари православный народ признает именно мужские монашеские обители. Так Божьим Промыслом совпало стремление храмоздателя св.преп. Варсонофия (Василия Макарухина) и тульского православного люда построить и украсить в Туле святую обитель.

* * *

В Богородичном Пантелеимоновом Щегловском мужском монастыре действует воскресная школа для детей прихожан. В настоящее время число воспитанников составляет 25 человек в возрасте от 6 до 13 лет.

Целью деятельности школы является сообщение воспитанникам основных знаний о сущности Православной веры, их воцерковление и организация жизни в соответствии с традициями Русской Православной Церкви. Каждое воскресенье учащиеся воскресной школы стараются причаститься Святых Христовых Таин за Божественной Литургией и, по мере возрастания, приучаются к исповеди.

Перед занятиями совершается трапеза – чай со сладостями. Занятия в воскресной школе обязательно соотносятся с церковным календарем. Темы и содержание занятий по разным предметам максимально скоординированы преподавателем иеродиаконом Евлогием, Традиционно в дни празднования Рождества Христова и Пасхи воскресная школа приглашает братию и прихожан на праздничный концерт, открывает который представление по праздничному сценарию.


Возврат к списку