Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

25.11.2015
В настоящее время в Тульской епархии проводится аттестация воскресных школ

Воскресная школа Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского епархиального монастыря Тулы приняла участие в процедуре аттестации воскресных школ, которая в настоящее время проводится в Тульской епархии. Аттестация воскресной школы проводится с целью определения типа воскресной школы в соответствии с требованиями Стандарта учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации. Воскресная школа Щегловской обители для детей (без юридического лица) осуществляет функции по обучению религии (основам православного вероучения), а также формированию умений и навыков, необходимых для православного христианина в соответствии со Стандартом учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах Русской Православной Церкви. Монастырская воскресная школа действует на основании Положения о деятельности воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации.

В Положении прописан порядок проведения обязательной епархиальной аттестации воскресных школ, по итогам которой каждой школе — в том числе и воскресной школе Щегловского монастыря - будет выдано соответствующее свидетельство. По итогам епархиальной аттестации будет формироваться общецерковный реестр воскресных школ Русской Православной Церкви. Стандарт - это нормативный документ, включающий в себя совокупность требований к результатам учебно-воспитательной деятельности, к структуре и содержанию программ учебно-воспитательной деятельности и духовно-нравственного обучения и воспитания (для детей), требования к организационной и методической деятельности воскресных школ, созданных религиозными организациями Русской Православной Церкви. Цель внедрения Стандарта – систематизировать учебно-воспитательную деятельность в воскресных школах при приходах Русской Православной Церкви, повысить качество религиозного образования и воспитания. Так же в Стандарте оговариваются ступени учебно-воспитательной деятельности (дошкольная, начальная, основная) и части учебно-воспитательной деятельности (основная и дополнительная).

Богородичный Щегловский епархиальный мужской монастырь г.Тулы Тульской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Воскресная школа Богородичного Щегловского мужского епархиального монастыря города Тулы

УТВЕРЖДАЮ

Архимандрит Клавдиан, наместник Богородичного Щегловского епархиального мужского монастыря г.Тулы, директор воскресной школы

ПОЛОЖЕНИЕ

о деятельности Воскресной школы Богородичного Щегловского епархиального мужского монастыря г. Тулы

Решение педагогического совета1 от 31 .08. 2014г

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Религиозное воспитание и обучение религии (основам православного вероучения) являются приоритетными направлениями деятельности Русской Православной Церкви, одной из форм исповедания и распространения православной веры в соответствии с Уставом Русской Православной Церкви, Уставом Богородичного Щегловского епархиального мужского монастыря г. Тулы и Основами социальной концепции Русской Православной Церкви.

2. В воскресной школе Богородичного Щегловского епархиального мужского монастыря города Тулы осуществляется духовно-нравственное воспитание и обучение религии (основам православного вероучения) детей и юношества с 5 до 16лет.

3. Настоящее Положение регулирует деятельность воскресной школы Богородичного Щегловского епархиального мужского монастыря города Тулы.

4. Воскресная школы Богородичного Щегловского епархиального мужского монастыря города Тулы является воскресной школой, не имеющая статуса юридического лица.

5. Воскресная школа Богородичного Щегловского епархиального мужского монастыря города Тулы – это структурное подразделение Богородичного Щегловского епархиального мужского монастыря города Тулы, осуществляющее функции религиозной организации по обучению детей религии (основам православного вероучения), и формированию умений и навыков, необходимых для православного христианина в соответствии со Стандартом учебно-воспитательной деятельности, реализуемому в воскресных школах Русской Православной Церкви.

6. Воскресная школа действует на основании настоящего Положения, разрабатываемого и утвержденного наместником Богородичного Щегловского епархиального мужского монастыря города Тулы.

II. ТЕРМИНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В НАСТОЯЩЕМ ПОЛОЖЕНИИ

7. Религиозная организация Русской Православной Церкви – Богородичный Щегловский епархиальный мужской монастырь города Тулы.

8. Стандарт учебно-воспитательной деятельности воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви (далее – Стандарт) – нормативный документ, включающий в себя совокупность требований к учебно-воспитательной, организационной, методической деятельности воскресных школ при реализации программ духовно-нравственного обучения и воспитания в воскресных школах (для детей), учрежденных религиозными организациями Русской Православной Церкви.

9. Учебный план – часть Стандарта учебно-воспитательной деятельности воскресных школ (для детей) в Русской Православной Церкви, регламентирующий структуру и организацию учебно-воспитательного процесса воскресных школ.

Основная часть учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресной школе для детей, – комплекс базовых вероучительных программ, направленных на усвоение воспитанниками начальных знаний о православном вероучении, богослужении и истории Церкви, а также приобщение их к духовной жизни в лоне Русской Православной Церкви.

10. Дополнительная часть учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресной школе для детей, – комплекс личностно- и социально- ориентированных дополнительных занятий, направленных на воспитание активной и многогранной личности христианина

III. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ

11. Цель деятельности воскресной школы – приобщение воспитанников к православной вере, литургической жизни Церкви.

12. Задачи воскресной школы по отношению к воспитанникам:

а) религиозно-нравственное обучение и воспитание;

б) всестороннее развитие личности и мотивации к познанию и творчеству;

в) развитие стремления учащегося воскресной школы к участию в литургической, социальной, миссионерской жизни прихода;

г) адаптация к жизни в современном обществе в соответствии с нормами христианской морали;

д) формирование общей культуры;

е) обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления духовного и физического здоровья, гражданского самоопределения и творческого труда.

13. Для достижения уставных целей и задач воскресная школа, согласно программе учебно-воспитательной деятельности воскресной школы осуществляет следующие виды деятельности:

а) проведение занятий религиозной и духовно-нравственной направленности;

б) проведение дополнительных личностно - и социально-ориентированных занятий, направленных на воспитание активной и многогранной личности христианина;

в) проведение методической работы, направленной на совершенствование учебно-воспитательного процесса, программ, форм и методов деятельности;

д) организация и проведение массовых мероприятий, создающих необходимые условия для совместного труда, отдыха детей и родителей (лиц, их заменяющих);

ж) организация и проведение выставок, олимпиад, конкурсов, соревнований, концертов, конференций.

IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ

14. Воскресная школа в своей деятельности руководствуется действующим законодательством РФ, нормативными документами Русской Православной Церкви (Уставом Русской Православной Церкви, Уставом Богородичного Щегловского епархиального мужского монастыря города Тулы), отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви (Положение о деятельности воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви в РФ, Стандарта учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви), документами Тульской митрополии.

15. Решение о создании воскресной школы принимает орган управления Богородичного Щегловского епархиального мужского монастыря города Тулы в соответствии с полномочиями, установленными Уставом религиозной организации.

16. Воскресная школа может быть реорганизована в иное образовательное учреждение (православное общеобразовательное учреждение) по решению Учредителя.

17. Решение о ликвидации и реорганизации воскресной школы принимает наместник с письменного благословения епархиального архиерея.

18. Наместник Богородичного Щегловского епархиального мужского монастыря г. Тулы архимандрит Клавдиан осуществляет контроль над деятельностью школы и несет ответственность перед Священноначалием за учебно-воспитательную и хозяйственную деятельность воскресной школы.

19. Директор воскресной школы с благословения наместника монастыря организует и координирует учебно-воспитательную и текущую хозяйственную деятельность.

V. ОСНОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

20. Воскресная школа организует учебно-воспитательный процесс в соответствии со «Стандартом учебно-воспитательной деятельности, реализуемой воскресными школами (для детей) Русской Православной Церкви».

21. Решение о зачислении учащихся в воскресную школу принимает директор с благословения наместника Богородичного Щегловского епархиального мужского монастыря г. Тулы архимандрита Клавдиана на основании письменного заявления родителей (законных представителей).

22. При зачислении в воскресную школу директор обязан ознакомить родителей (законных представителей) воспитанников с документами, регламентирующими деятельность учебно-воспитательного процесса (Правила поведения в воскресной школе и другими локальными актами школы).

23. Расписание занятий в школе составляется директором с учетом создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха, возрастных особенностей детей, установленных санитарно-гигиенических норм и графиком богослужений.

24. Состав и количество классов в воскресной школе определяется в зависимости от числа полученных заявлений и условий, созданных для осуществления учебно-воспитательного процесса.

25. В воскресной школе могут быть организованы дополнительные занятия в форме кружков, секций, выездных лагерей.

26. Дисциплина в воскресной школе поддерживается на основе православных традиций, взаимного уважения воспитанников друг к другу. Применение методов грубого физического и психического насилия не допускается.

27. Учебно-воспитательный процесс в воскресной школе включает в себя три ступени:

а) дошкольная (набор детей в возрасте 5-7 лет) – с ориентировочным сроком обучения (максимально 2 года);

б) начальная (набор детей в возрасте 8-11 лет) - с ориентировочным сроком обучения (максимум 4 года);

в) основная, (набор детей в возрасте 12-16 лет)– с ориентировочным сроком обучения (максимально 4 года).

Конкретный порядок организации образовательного процесса устанавливается и изменяется по решению педагогического совета воскресной школы.

Ребенок, поступающий в воскресную школу, зачисляется на ступень, соответствующую возрастной категории.

28. Задачами дошкольной ступени являются православное воспитание и развитие детей, осуществляемые через приобщение к богослужебной жизни Церкви, игровую, творческую и развивающую деятельность, а также через взаимное общение.

29. Задачами начальной ступени являются обучение основам православного вероучения, православное воспитание, развитие детей, приобщение их к литургической жизни Церкви, обретение первичных навыков и начального опыта церковной жизни.

30. Задачами основной ступени являются обучение основам православного вероучения, усвоение детьми знаний о вере, осознанное участие в богослужении и Таинствах Церкви, применение полученных знаний в повседневной жизни, формирование навыка ежедневной домашней молитвы, последующее приобщение к социальной, миссионерской, молодежной деятельности прихода (посещение больниц, издание приходской газеты, организация клубов молодежного общения и т.п.).

31. Учебно-воспитательный процесс в воскресной школе, организуется на базе Учебного плана, соответствующего типовому Учебному плану, утвержденному Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

32. Учебно-воспитательный процесс в воскресной школе может быть организован с использованием авторских, творческих методик и подходов с учетом принципов, изложенных в Стандарте учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви и других нормативных документов, касающихся деятельности воскресных школ.

33. Вероучительным предметом дошкольной ступени является «Введение в Закон Божий» (первичные понятия о Боге, о духовном мире, о молитве, о священной библейской истории, о храме Божием).

34. Базовыми вероучительными предметами начальной ступени являются: «Закон Божий» (в том числе: священная библейская история, устройство православного храма, богослужение и история Церкви; «Основы христианской нравственности» на основе Евангелия и житий святых); «Церковно-славянский язык» и «Основы хорового и церковного пения».

35. Базовыми вероучительными предметами основной ступени являются: «Священное Писание: Ветхий и Новый Завет»; «Православное богослужение»/«Литургика»; «Основы Православного вероучения»/«Катехизис»; «История христианской Церкви»; «Христианская этика».

36. Помимо вероучительных дисциплин на каждой ступени учебно-воспитательного процесса могут проводиться дополнительные развивающие занятия в кружках и секциях, по направлениям: художественно-эстетическому, научно-техническому, эколого-биологическому, физкультурно-спортивному, культурологическому, естественно-научному, туристско-краеведческому, военно-патриотическому и др.

37. При проведении занятий по вероучительным дисциплинам и предметам дополнительной части особое внимание уделяется обсуждению с детьми вопросов современной жизни, связанных с семьей, социальными болезнями, иными проблемами современной молодежи.

38. Учебный год в воскресной школе начинается с 14 сентября, в день церковного Новолетия.

39. Учебный год в воскресной школе заканчивается 24 мая в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

40. Учебный год в воскресной школе начинается и заканчивается богослужением.

41. Учебными днями являются суббота и воскресенье, но занятия могут быть организованы и в другие дни недели.

42. Занятия проводятся индивидуально и/или по группам.

43. С согласия родителей могут организовываться паломнические поездки, а также отдых в православных оздоровительных, военно-патриотических и других лагерях.

44. В школе используется система контроля успеваемости в виде промежуточной и итоговой аттестации учащихся.

45. Воскресная школа самостоятельно организует общую проверку результатов учебно-воспитательной деятельности. Форма оценки знаний определяется педагогическим советом школы.

46. Промежуточная аттестация проводится в течение учебного года в форме собеседования по изучаемым дисциплинам, а также по результатам участия в конференциях, детских чтениях, олимпиадах.

47. Итоговая аттестация проводится аттестационной комиссией и проходит в форме устного или письменного экзамена по изучаемым дисциплинам.

48. Аттестационная комиссия возглавляется директором и формируется им из числа педагогов воскресной школы.

49. Духовник воскресной школы по должности является членом аттестационной комиссии.

50. Количество и состав участников комиссии определяется директором. Общее количество членов комиссии рекомендуется не менее четырех человек.

VI. УЧАСТНИКИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Участниками учебно-воспитательного процесса в воскресной школе являются:

наместник Богородичного Пантелеимонова епархиального мужского монастыря г. Тулы архимандрит Клавдиан, директор воскресной школы, духовник школы, педагогические работники воскресной школы, учащиеся, родители (законные представители) учащихся.

51. Права и обязанности учащихся, их родителей или законных представителей как участников учебно-воспитательного процесса определяются действующим Положением.

52. Учащиеся воскресной школы имеют право на:

а) обучение православному вероучению, традициям, истории и культуре, предусмотренное учебно-воспитательным планом воскресной школы;

б) бесплатное пользование библиотекой воскресной школы;

в) условия, гарантирующие охрану жизни и здоровья.

53. Воспитанники воскресной школы должны:

а) следовать требованиям Положения, исполнять распоряжения, указания наместника монастыря, директора, преподавателей и руководителей кружков воскресной школы;

б) добросовестно заниматься в воскресной школе и применять приобретенные знания на практике;

в) бережно относиться к имуществу воскресной школы;

г) уважать других учащихся и сотрудников воскресной школы;

д) иметь внешний вид, соответствующий правилам христианского благочестия.

54. Выпускникам выдается документ об окончании воскресной школы установленного образца, утвержденного Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, заверенный печатью религиозной организации Учредителя.

55. По представлению директора воскресной школы настоятель может поощрять учащихся воскресной школы приходскими грамотами, похвальными листами.

56. По представлению директора воскресной школы педагогический совет воскресной школы в качестве крайней меры может исключить учащегося из воскресной школы.

57. Родители (законные представители) учащихся имеют право на:

а) ознакомление с ходом и содержанием учебно-воспитательного процесса;

б) участие в проводимых воскресной школой мероприятиях;

в) получение информации об использовании пожертвований, внесенных ими на нужды воскресной школы;

г) пользование библиотечным фондом воскресной школы.

58. Родители (законные представители) учащихся обязаны:

а) соблюдать настоящее Положение;

б) восполнять в соответствии с действующим законодательством ущерб, причиненный учащимся имуществу воскресной школы;

в) быть вежливыми с сотрудниками воскресной школы;

г) при посещении воскресной школы иметь внешний вид, соответствующий правилам христианского благочестия.

59. Сотрудники воскресной школы должны быть православными христианами и соответствовать требованиям квалификационных характеристик.

60. Воскресная школа может иметь в штате сотрудников-добровольцев, исполняющих свои обязанности на безвозмездной основе. С благословения наместника монастыря воскресная школа может привлекать благотворительные пожертвования для осуществления деятельности.

61. На работу в воскресную школу принимаются лица, имеющие:

а) среднее или высшее богословское образование;

б) среднее или высшее гуманитарное образование с правом преподавания;

в) начальное профессиональное, среднее профессиональное и высшее образование, прошедшие катехизаторские/богословские курсы, организованные при духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви.

62. На работу, связанную с дополнительной частью учебно-воспитательного процесса, принимаются лица православного вероисповедования, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационных характеристик по должности и полученной специальности, либо необходимые навыки для ведения данных занятий.

63. К педагогической деятельности в воскресной школе не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, которые имели судимость за определенные преступления. Перечни соответствующих медицинских противопоказаний и составов преступлений устанавливаются действующим законодательством РФ.

64. Трудовые отношения работника регулируются типовым трудовым договором (контрактом) с религиозной организацией.

65. Работники воскресной школы имеют право на:

a) участие в управлении воскресной школой в порядке, определяемом настоящим Положением;

б) повышение своего профессионального уровня.

66. Педагогические работники обязаны:

а) участвовать в жизни прихода;

б) соответствовать образу православного христианина;

в) соблюдать настоящее Положение;

г) выполнять обязанности, определяемые должностными инструкциями и трудовым договором;

д) иметь внешний вид, соответствующий правилам христианского благочестия;

е) быть вежливыми в общении с коллегами, воспитанниками и их родителями.


VII. УПРАВЛЕНИЕ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛОЙ, ЯВЛЯЮЩЕЙСЯ СТРУКТУРНЫМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕМ РЕЛИГИОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

67. Управление воскресной школой осуществляется в соответствии с нормативными документами Русской Православной Церкви (Устав Русской Православной Церкви, Устав религиозной организации), настоящим Положением и строится на принципах единоначалия и самоуправления.

68. Руководитель религиозной организации Русской Православной Церкви (далее – наместник Богородичного Щегловского епархиального мужского монастыря г. Тулы архимандрит Клавдиан) по должности осуществляет общее руководство воскресной школой.

69. В компетенцию настоятеля входит:

a) создание, реорганизация и ликвидация воскресной школы;

в) принятие на работу и освобождение от должности директора воскресной школы;

г) утверждение аттестационной комиссии воскресной школы;

д) контроль за учебно-воспитательной, хозяйственной и иной деятельностью воскресной школы;

е) прием на работу преподавателей воскресной школы, утверждение штатного расписания.

ж) обеспечение безопасности и здоровья детей и сотрудников воскресной школы во время учебно-воспитательного процесса, соблюдения норм охраны труда и техники безопасности.

70. Наместник монастыря может являться и директором воскресной школы.

71. Директор воскресной школы (далее – директор) – сотрудник религиозной организации, назначенный на должность настоятелем для обеспечения учебно-воспитательного процесса в воскресной школе.

72. Директор воскресной школы:

а) назначается и освобождается от должности распоряжением настоятеля;

б) подотчетен в своей деятельности наместнику монастыря и епархиальному отделу религиозного образования;

в) организует учебно-воспитательный процесс в воскресной школе;

г) формирует штатное расписание;

д) осуществляет распределение должностных обязанностей, контроль над деятельностью и уровнем квалификации работников;

е) формирует аттестационную комиссию воскресной школы;

ж) предоставляет наместнику монастыря и епархиальному отделу религиозного образования и катехизации ежегодный отчет о деятельности воскресной школы;

з) по благословению наместника монастыря на основании доверенности представляет школу в государственных и муниципальных учреждениях, а также на епархиальных и общецерковных мероприятиях.

73. Духовник воскресной школы – священнослужитель Русской Православной Церкви, назначенный настоятелем монастыря для попечения о духовно-нравственной жизни учащихся и сотрудников воскресной школы.

74. Духовник воскресной школы заботится о духовно-нравственном воспитании детей и педагогического коллектива.

75. Формой самоуправления воскресной школы является педагогический совет воскресной школы.

76. Педагогический совет состоит из: духовника, директора и преподавателей воскресной школы.

77. К компетенции педагогического совета воскресной школы относится:

а) разработка концепции и определение основных направлений деятельности воскресной школы, обсуждение методик преподавания;

б) определение порядка проведения итоговой аттестации;

в) рассмотрение вопросов об отчислении учащихся;

г) рассмотрение вопросов эффективности учебно-воспитательной работы, повышения квалификации сотрудников;

д) внедрение в практику достижений педагогического опыта.

78. Решения на педагогическом совете принимаются большинством голосов.

VIII. ИМУЩЕСТВО И ФИНАНСИРОВАНИЕ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ

80. Богородичный Щегловский епархиальный мужской монастырь г. Тулы, учредивший воскресную школу, обеспечивает ее финансирование и работу.

81. При создании воскресной школы монастырь обеспечивает следующие условия:

1) предоставляет помещение для занятий;

2) обеспечивает воскресную школу учебно-методической литературой и канцелярскими принадлежностями, мебелью, инвентарем, необходимым для учебно-воспитательного процесса;

3) обеспечивает материальные условия для преподавания.



Возврат к списку