Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

08.12.2014
В воскресной школе Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря произошло интересное событие. Здесь состоялся детский фотоконкурс «Мой монастырь»

Молись, дитя! Тебе внимает Творец бесчисленных миров!..

В воскресной школе Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря произошло интересное событие. Здесь состоялся детский фотоконкурс «Мой монастырь». С большим воодушевлением приняли в нем участие дети наших прихожан, учащиеся монастырской воскресной школы. Жюри единодушно высказало мнение, что от детских фоторабот веет теплом и миром. Любопытен взгляд детей на монастырь, на церковную жизнь

- Знаменательно то, что детям и их родителям не просто интересно все в храме, но они уже любят все, что относится к Православной вере, любят Господа нашего Иисуса Христа и Пресвятую Богородицу! – сказала преподаватель Римма Николаевна.

В самом начале конкурса для учащихся воскресной школы и их родителей была проведена экскурсия по Богородичному Пантелеимонову Щегловскому мужскому монастырю. Участникам экскурсии была раскрыта история создания Щегловского монастыря и история его святынь. Подробно было рассказано о жизни основателя обители Василии Ивановиче Макарухине, канонизированном в Соборе Тульских святых как преподобный Варсонофий Щегловский и Тульский.

Интересен ребятам и их родителям был рассказ о иконе Божией Матери «Млекопитательница». Самая первая икона хранилась некогда в основанной на Востоке Саввой Освященным лавре, располагавшейся недалеко от Иерусалима. Святой Савва Освященный († 532) отошел к Господу в 532 г., завещав братии передать «Млекопитательницу» в благословение знатному богомольцу царского рода, носящему то же имя, что и он — Савва, который, по пророческому завещанию, должен был явиться в лавру.

Монастырь святого Саввы был центром православной иноческой жизни, сравнимым по духовному значению с обителями Афона и Синая. В монастыре жили, молились и духовно возросли более двадцати святых почитаемых Православной Церковью, среди них великий богослов и отец Церкви преподобный Иоанн Дамаскин.

За века Лавра принимала в своих стенах и многих паломников и подвижников из славянских земель — тут жил проведший полтора года в Палестине первый русский паломник, игумен Даниил в 1106-1107 гг., тут постигал «основы искусства святости» святитель Савва Сербский в 1226 г.

В первой половине XIII века посетил святитель Савва Палестину, — первый архиепископ Сербии, младший сын Немани, основателя сербской королевской династии. Посещение прославленного владыки было воспринято как исполнение древнего пророческого завещания святого Саввы Освященного.

Когда сербский подвижник Савва, сын короля, отказавшийся ради монашеской жизни наследовать отцовский престол, молился у гроба Саввы Освященного, своего небесного покровителя, стоявший тут же игуменский жезл преподобного неожиданно упал на пол, а икона Пресвятой Богородицы, стоявшая до того неподвижно, несколько раз наклонилась…

Расценив все это как знак исполнения древнего пророчества, монахи отдали Савве Сербскому и завещанную ему «Млекопитательницу» (вместе с иконой Божией Матери — «Троеручицей», иконой самого св. Иоанна Дамаскина, и игуменский жезл. От святителя Саввы Сербского «Млекопитательница» перешла Хилендарскому монастырю на Афоне. Свт. Савва Сербский основывает на Афоне в Карее скит в честь св. Саввы Иерусалимского, где ставит образ «Млекопитательницы».Удивительно, но эту икону Божией Матери установили здесь не по левую сторону от царских врат, а по правую, где располагают обыкновенно иконы Спасителя и Пресвятой Троицы…

Строгие афонские монахи прославили икону Пресвятой Богородицы-Млекопитательницы. И вложили в это прославление глубокий богословский смысл: Божия Матерь вскармливает Сына, так же Она питает наши души, так же и Бог кормит нас «чистым словесным молоком» Слова Божьего (1Петр 2, 2), «дабы мы, возрастая, переходили от пищи молочной к твердой» (Евр.5.12) пище Православия.

Как еще лучше расскажешь людям о необходимости возрастания в вере, углубления богословских знаний, обретения истинной духовности, постижения «твердой пищи» Православия, как просто представить перед их взором образ Пресвятой Богородицы-Млекопитательницы?! Конечно, в святой обители, в мужском монастыре.

Василий Макарухин свято предполагал, что взиранием на «Млекопитательницу» верующие люди поймут, что они в своем духовном младенчестве лишь в самом начале пути к Богу, и, после молитвы к Божией Матери, обретут новые силы, понудят себя к делу спасения своей же души. Ведь написано в Священном Писании «Царство Божие нудится…», то есть усилием дается, когда приложишь силы к возрастанию духовному.

- Этот рассказ был поучителен для учащихся воскресной школы, и даже для их родителей, так как все мы сейчас находимся в начале пути, осваиваем только азы Православной культуры, - сказала Наталья Костенева.

Всего на конкурс поступило около двадцати работ. Было очень интересно смотреть работы детей. И трудно было выбрать победителей. Потому что каждый снимок был интересен по-своему. Оценивать творчество юных фотографов были приглашены духовник воскресной школы игумен Феогност (Авдеев), преподаватели иеродиакон Герасим, Римма Николаевна Сорвина.

- Красуйся, обитель святая, под солнцем вечернего дня. Пусть вера в нас вечно живая тобою спасет и меня, - такими словами открывался фотостенд учащегося Даниила Никитина.

Все участники конкурса должны были написать под фотографиями, кроме названия работы, еще и мудрые слова, соответствующие сюжету фотографии (слова святых людей, или цитата из духовных стихов, духовных песен или другое). К фотографиям Даниила Никита даны были прикновенные слова о любви к Богу, ближнему, к Православной Церкви.

- Любите Церковь – за то, что призывает нас к спасенью… Любите Церковь – наш духовный дом, где с нами Свет и явный, и незримый. Где мы стоим пред Божиим Судом, и все, как дети, Господом любимы…

У некоторых авторов фотографии были посвящены такой теме: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Небесное» (Мф.19:14). Эту тему они раскрывали на основе фотографий детей в стенах Богородичного Щегловского монастыря, где они молились в храме и поклонялись иконам. Такими были работы Ирины Степановой и Михаила Костенева.

Миша Костенев показал свое личное отношение к монастырю, поместив в свой фотоальбом снимки самого себя, когда он, будучи еще маленьким, переступил порог монастыря. "Таким я пришел в монастырь восемь лет тому назад", - написал он под своими снимками.

Показал он и отношение к монастырю родителей тех детей, которые воцерковлялись: "Причастницы к стенам монастыря несут детей – исполнить долг желанный. Прими, Господь, счастливых матерей, отверзи храм с блистающим престолом…"

А Саша Сорвин сфотографировал самое большое дерево, которое растет в монастыре и поросль рядом с ним, озаглавив снимок: «Молодые побеги». Лучше не скажешь о необходимости работы в монастыре воскресной школы. На его стенде и «Крест на Небесах», и «Дорога в храм», и детишки, читающие Слово Божие.

Точно выражена эта тема в стихотворении поэта Ивана Никитина, который написала к своим работам Мария Хохлова:

"Молись, дитя! Тебе внимает Творец бесчисленных миров! И капли слез твоих считает. И отвечать тебе готов. Быть может, Ангел твой Хранитель все эти слезы соберет и их в надзвездную обитель к Престолу Бога отнесет. Молись дитя! Мужай с годами! И дай Бог – в пору поздних лет такими ж светлыми глазами тебе глядеть на Божий свет!"

…Все фотоработы сейчас разместили на стенах террасы исторического здания - кельи-домика св. преп. Варсонофия. Двери террасы постоянно открыты, потому каждый прихожанин храма сможет оценить мастерство воспитанников воскресной школы и отдать свой голос за одного из финалистов. Таким образом будут подтверждены имена победителей фотоконкурса, а также призеры зрительских симпатий.


Возврат к списку