Новости24.03.2013
24 марта 2013 года, в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия
Архимандрит Клавдиан, наместник Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря Тулы, возглавил Божественную литургию святителя Василия Великого. Отцу наместнику сослужили игумен Филарет (Смирнов) и иеродиакон Евлогий (Харитонов). Фотоальбом о празднике Торжества Православия в Щегловской обители - здесь Видео о чине Торжества Православия в Щегловской обители - здесь После чтения Евангелия архимандрит Клавдиан обратился к молящимся с проповедью (видеозапись - здесь). - Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Первое воскресенье Великого поста называется неделей Торжества Православия. В этот день Св. Церковь вспоминает свою победу над иконоборческой ересью и восстановление иконопочитания. Сегодня Церковь особым чином порицает и отрицает всякую ересь и всякое заблуждение, грех, ложь и неправду. Мы прославляем истину, открытую в почитании св. икон и утверждаем святость образа Божия, по которому, как сказано в Св. Писании, сотворен человек, каждый из нас. Сегодняшний евангельский эпизод встречи Иисуса с Нафанаилом мы могли бы приложить и к нашей жизни, к жизни нашей Церкви, нашей общины, к жизни каждого из нас. Когда Филипп идет за Христом в Галилею, он решает пригласить своего друга Нафанаила, чтобы и с ним поделиться радостью, что он нашел Мессию, нашел того Спасителя, о Котором говорили пророки много веков назад. Филиппу тоже хотелось, чтобы его друг Нафанаил узнал о Мессии. И он говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в Законе и пророки, – Иисуса из Назарета. Нафанаил, как человек осторожный, скептический, говорит: может ли из Назарета, с севера, из сомнительной Галилеи быть что-либо доброе? А Филипп ему отвечает очень просто и мудро: пойди и посмотри. И когда Нафанаил еще шел, Господь сказал: вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил несколько насторожено спрашивает: почему Ты знаешь меня? – Когда Филипп тебя позвал, ты был под смоковницей, и Я видел тебя там. В тот момент в душе Нафанаил понял: перед ним не просто прозорливец, не просто какой-то замечательный равви, – перед ним действительно Спаситель мира Христос. И он говорит: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. – исповедав сразу две ипостаси, два служения Господа. Сын Божий, истинный Бог, Который пришел в мир, и Царь Израилев. Тот Самый, о Котором говорили пророки. Тот, Кто восстановит царство Израилю, но царство не земное, не от мира сего, а Царство Небесное, Царство духовное, которое уже начинается в сердце каждого верующего. И Господь говорит Нафанаилу: ты правильно сказал, отныне увидишь еще больше, увидишь Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому. Мы сегодня в этот святой праздничный день Торжества Православия благодарим с любовью, с искренним чувством, с радостью всех тех великих мучеников, Святых Отцов, святителей, всех участников святых Вселенских Соборов, которые донесли, сохранили, выстрадали нашу святую Православную веру и донесли ее до нас, неповрежденно сохраненную, пронесли ее через эти двадцать веков. И мы за это благодарим всех, кто молитвой, жизнью, подвигом отстоял истинность веры в Святую Троицу, истинность веры в Богочеловечество Господа нашего Иисуса Христа, в Его воскресение, в Его вознесение, преображение, отстоял истинность веры в бессмертие, истинность вечной жизни, без которого невозможно было представить всю нашу жизнь. На нашем пути, если только не изнеможем, если только действительно в своем выборе веры будем тверды до конца, мы тоже увидим эту великую радость, о которой говорит Апостол, что не видел то глаз, не слышало то ухо, что уготовал Бог любящим Его. Поэтому будем проходить наш путь веры так, чтобы мы действительно могли прийти к каждому человеку и сказать: пойди и посмотри на святых Церкви. Пойди и посмотри на ту веру и ту радость, на ту благодать, которая пребывает на их служении. Православие сегодня торжествует прежде всего в нашей святой Русской Православной Церкви, которая несмотря ни на какие гонения, ни на какой атеизм, коммунизм, материализм, пронесла через эти тяжелейшие испытания, сохранила в страшном нынешнем веке для нас, нашими отцами, святую Православную веру, которую мы должны и преумножить, и сохранить, и донести тем людям, своим детям и внукам, которые будут после нас.
Мы сегодня вспоминаем мучеников и исповедников Православия. Будем подражать этим мученикам, которые не поддались ни на какие соблазны, будем вместе с ними молить и восхвалять Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Затем был совершен и чин Торжества Православия в соборе в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница», так как Богородичная Щегловская мужская обитель - это епархиальный монастырь, священноархимандритом которой является митрополит Тульский и Ефремовский Алексий. Были возглашены анафемы еретикам и отступникам от Православной веры, а также вечная память и многолетие благочестивым предкам, явившим многочисленные примеры стояния в вере Христовой и благочестии. * * * Торжество Православия совершается в первую Неделю (воскресенье) Великого поста. Оно было установлено в Греции в IX в., в память окончательной победы над врагами православия - иконоборцами. Церковь Божия подверглась гонению, большему, чем от язычников. Более 100 лет лились слезы и невинная кровь истинно православных. Их заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигались. После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений. Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий установил тогда же особое праздничное богослужение. Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 г. на 19 февраля. Так появилось празднование и особый чин, называемый Торжеством Православия. В XII и XIV вв. эта служба была значительно дополнена за счет включения других текстов, отображающих главные догматы христианства. Эта служба представляет собой торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Прославляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии. Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. В России Чин Православия совершался в кафедральных соборах после прочтения часов или перед окончанием Литургии на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, возлежащими на аналое. Чин был существенно сокращен в 1801 г., в нем перечислялись только ереси, без упоминания имен еретиков. Чин содержит в себе чтение Символа веры, произнесение анафемы и провозглашение Вечной памяти всем защитникам Православия. ДВЕНАДЦАТЬ АНАФЕМАТСТВОВАНИЙ Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без промысла Божия и по случаю бывает: анафема.
* * * Предание анафеме не является проклятием, не является актом бесповоротно закрывающим путь к возвращению в Церковь и ко спасению. При покаянии и достаточных основаниях анафема может быть снята. Может быть она снята и после смерти. Важное значение для Русской Церкви имеет отмена анафемы старообрядцам в 1971 г. |