Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

24.03.2013
24 марта 2013 года, в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия

Архимандрит Клавдиан, наместник Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря Тулы, возглавил Божественную литургию святителя Василия Великого.

Отцу наместнику сослужили игумен Филарет (Смирнов) и иеродиакон Евлогий (Харитонов).

Фотоальбом о празднике Торжества Православия в Щегловской обители - здесь

Видео о чине Торжества Православия в Щегловской обители - здесь

После чтения Евангелия архимандрит Клавдиан обратился к молящимся с проповедью (видеозапись - здесь).

- Во имя Отца и Сына и Свято­го Духа! Первое воскресенье Велико­го поста называется неделей Торжества Православия. В этот день Св. Церковь вспоминает свою победу над иконоборческой ересью и восстановление иконо­почитания. Сегодня Церковь осо­бым чином порицает и отрицает всякую ересь и всякое заблужде­ние, грех, ложь и неправду. Мы прославляем истину, откры­тую в почитании св. икон и утвер­ждаем святость образа Божия, по которому, как сказано в Св. Пи­сании, сотворен человек, каждый из нас.

Сегодняшний евангельский эпизод встречи Иисуса с Нафанаилом мы могли бы приложить и к нашей жизни, к жизни нашей Церкви, нашей общины, к жизни каждого из нас.

Когда Филипп идет за Христом в Галилею, он решает пригласить своего друга Нафанаила, чтобы и с ним поделиться радостью, что он нашел Мессию, нашел того Спасителя, о Котором говорили пророки много веков назад. Филиппу тоже хотелось, чтобы его друг Нафанаил узнал о Мессии. И он говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в Законе и пророки, – Иисуса из Назарета. Нафанаил, как человек осторожный, скептический, говорит: может ли из Назарета, с севера, из сомнительной Галилеи быть что-либо доброе? А Филипп ему отвечает очень просто и мудро: пойди и посмотри. И когда Нафанаил еще шел, Господь сказал: вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил несколько насторожено спрашивает: почему Ты знаешь меня?

– Когда Филипп тебя позвал, ты был под смоковницей, и Я видел тебя там.

В тот момент в душе Нафанаил понял: перед ним не просто прозорливец, не просто какой-то замечательный равви, – перед ним действительно Спаситель мира Христос.

И он говорит: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. – исповедав сразу две ипостаси, два служения Господа. Сын Божий, истинный Бог, Который пришел в мир, и Царь Израилев. Тот Самый, о Котором говорили пророки. Тот, Кто восстановит царство Израилю, но царство не земное, не от мира сего, а Царство Небесное, Царство духовное, которое уже начинается в сердце каждого верующего. И Господь говорит Нафанаилу: ты правильно сказал, отныне увидишь еще больше, увидишь Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

Мы сегодня в этот святой праздничный день Торжества Православия благодарим с любовью, с искренним чувством, с радостью всех тех великих мучеников, Святых Отцов, святителей, всех участников святых Вселенских Соборов, которые донесли, сохранили, выстрадали нашу святую Православную веру и донесли ее до нас, неповрежденно сохраненную, пронесли ее через эти двадцать веков. И мы за это благодарим всех, кто молитвой, жизнью, подвигом отстоял истинность веры в Святую Троицу, истинность веры в Богочеловечество Господа нашего Иисуса Христа, в Его воскресение, в Его вознесение, преображение, отстоял истинность веры в бессмертие, истинность вечной жизни, без которого невозможно было представить всю нашу жизнь.

На нашем пути, если только не изнеможем, если только действительно в своем выборе веры будем тверды до конца, мы тоже увидим эту великую радость, о которой говорит Апостол, что не видел то глаз, не слышало то ухо, что уготовал Бог любящим Его. Поэтому будем проходить наш путь веры так, чтобы мы действительно могли прийти к каждому человеку и сказать: пойди и посмотри на святых Церкви. Пойди и посмотри на ту веру и ту радость, на ту благодать, которая пребывает на их служении.

Православие сегодня торжествует прежде всего в нашей святой Русской Православной Церкви, которая несмотря ни на какие гонения, ни на какой атеизм, коммунизм, материализм, пронесла через эти тяжелейшие испытания, сохранила в страшном нынешнем веке для нас, нашими отцами, святую Православную веру, которую мы должны и преумножить, и сохранить, и донести тем людям, своим детям и внукам, которые будут после нас.
И мы можем спросить сами себя: а можем ли мы, простые люди умножить веру, умножить Православие, сохранить и передать его? Да можем. Утренние и вечерние молитвы - это сохранение Православия. Чтение Евангелия дома, хотя бы одной главы, - это сохранение Православия. Чтение своему ребенку десять минут из Закона Божия, из любой другой Православной книги - это сохранение Православия. Хранение святых постов - это сохранение Православия.

Мы сегодня вспоминаем мучеников и исповедников Православия. Будем подражать этим мученикам, которые не поддались ни на какие соблазны, будем вместе с ними молить и восхвалять Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Затем был совершен и чин Торжества Православия в соборе в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница», так как Богородичная Щегловская мужская обитель - это епархиальный монастырь, священноархимандритом которой является митрополит Тульский и Ефремовский Алексий.

Были возглашены анафемы еретикам и отступникам от Православной веры, а также вечная память и многолетие благочестивым предкам, явившим многочисленные примеры стояния в вере Христовой и благочестии.

* * *

Торжество Православия совершается в первую Неделю (воскресенье) Великого поста. Оно было установлено в Греции в IX в., в память окончательной победы над врагами православия - иконоборцами. Церковь Божия подверглась гонению, большему, чем от язычников. Более 100 лет лились слезы и невинная кровь истинно православных. Их заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигались. После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений.

Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий установил тогда же особое праздничное богослужение. Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 г. на 19 февраля. Так появилось празднование и особый чин, называемый Торжеством Православия.

В XII и XIV вв. эта служба была значительно дополнена за счет включения других текстов, отображающих главные догматы христианства. Эта служба представляет собой торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Прославляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии. Особое место в этой службе занимает чин анафематствования.

В России Чин Православия совершался в кафедральных соборах после прочтения часов или перед окончанием Литургии на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, возлежащими на аналое. Чин был существенно сокращен в 1801 г., в нем перечислялись только ереси, без упоминания имен еретиков. Чин содержит в себе чтение Символа веры, произнесение анафемы и провозглашение Вечной памяти всем защитникам Православия.

ДВЕНАДЦАТЬ АНАФЕМАТСТВОВАНИЙ

Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без промысла Божия и по случаю бывает: анафема.
Глаголющим Бога не быти дух, но плоть; или не быти Его праведна, милосерда, премудра, всеведуща и подобная хуления произносящим: анафема.
Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не единосущный и не равночестный Отцу, такожде и Дух Святый, и исповедающим Отца, и Сына, и Святого Духа не единого быти Бога: анафема.
Безумне глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти, и Его вольное страдание, смерть и воскресение: анафема.
Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема.
Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве Дева: анафема.
Неверующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину: анафема.
Отмещущим бессмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: анафема.
Отмещущим все таинства святая, Церковью Христовою содержимая: анафема.
Отвергающим соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая: анафема.
Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются: и тако дерзающим против их на бунт и измену: анафема.
Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы: анафема.

* * *

Предание анафеме не является проклятием, не является актом бесповоротно закрывающим путь к возвращению в Церковь и ко спасению. При покаянии и достаточных основаниях анафема может быть снята. Может быть она снята и после смерти. Важное значение для Русской Церкви имеет отмена анафемы старообрядцам в 1971 г.


Возврат к списку