Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

10.03.2013
10 марта 2013 года, в Неделю мясопустную, о Страшном Суде

Архимандрит Клавдиан, наместник Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря совершил Божественную литургию в монастырском храме в честь прп. Никандра Псковского.  А накануне вечером отец наместник возглавил всенощное бдение.

Отцу наместнику сослужили игумен Филарет, иеромонах Лазарь, иеродиакон Евлогий.

Фотоальбом Божественной литургии в Неделю о Страшном Суде - здесь

После чтения Евангелия архимандрит Клавдиан обратился к молящимся с проповедью.  (Видеозапись чтения Евангелия и проповеди отца наместника - здесь)

- День сегодня особенный — это воскресенье именуется Неделей мясопустной. Нас отделяет от Великого поста одна седмица — сегодня заговенье на мясную пищу, предстоят дни масленицы, а затем и Великий пост.

Существуют три подготовительных недели к Великому посту, и каждая из этих недель, каждый из этих воскресных дней призван служить верующему человеку, приуготовляя его душу к вступлению в поприще Великого поста. Сегодняшнее воскресное чтение объясняет, почему эта неделя мясопустная именуется воскресеньем о Страшном Суде, — в Евангелии от Матфея мы слышали повествование Господа о том суде, через который пройдет каждый человек после смерти.

В Евангельском чтении от Матфея, которое читается сегодня, дается понимание: Господь соберет все народы, верующих, не верующих, православных и не православных. Все встанут перед лицом Божиим, и каждый будет давать ответ.

Важно будет нравственное поведение человека. Сын Человеческий обращается к тем, кто оказался по правую сторону, и к тем, кто — по левую. «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25; 34), — обращается Он к первым.

А вторым говорит страшные слова: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25; 41). В одном случае «благословенные», которым от создания мира уготовано Царство, в другом «проклятые», но… огонь вечный уготован не им, а «диаволу и ангелам его».

Нужны дела милосердия, необходима вера, потому что Господь употребляет такие слова: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16).

Господь никого не проклинает, не отвергает, не отталкивает. Он лишь указывает на то, чем по сути является выбор тех, кто оказался по левую руку: отвергая душевными устремлениями и соответствующими поступками путь уподобления Богу, все более изолируясь от Его благодати, они в итоге выбрали чуждое человеческой природе состояние, участь не свою, но чужую — участь «диавола и ангелов его».

Огонь уготован бесам, но люди, которые своим подражанием бесовской злобе и гордости, своим послушанием падшим духам уподобляются им, и тем самым отождествляются с ними, окончательно приобщаются их состоянию проклятия и, как следствие, также их участи.

В этой притче не упоминаются явные грешники. Господь не говорит проклятым, что они убивали и воровали, и прелюбодействовали. И так ясно, что грех губит душу. Господь в притче обращается к обычным людям: к тем кто считает себя «нормальными», «обычными», максимум «грешными как все». Оказавшиеся причастниками диавольской участи искренне удивляются: «Когда?!» Ведь они не безбожники какие, да и зла, вроде, никому не делали…

Зла-то они, может быть, и не делали, да только и добра — тоже. Могли, но не делали. Господь им давал возможность сделать Ему (по сути, себе же) добро через «одного из братьев Его меньших», а они этого брата просто в упор не видели. Вот это состояние души, при котором человек видит то, что ему удобно и того, кто ему нужен, слышит лишь то, что удобно, а слушает тех, кого выгодно — самое что ни на есть бесовское состояние безразличия — это и есть противоположность любви.

Бог есть любовь. Отвергающий любовь Бога отвергает, искажая свою душу по образу диавольскому, чьими помыслами предпочитает руководствоваться, тем самым подвергая себя проклятию вместе ним и ангелами его.

Страшный Суд будет тем местом, где мы со всех сторон будем давать ответ за свою жизнь. Поверил ли ты Христу, стал ли Его учеником, следуешь ли ты за Ним, совершаешь ли дела, подобные тем, что совершал Он.

Порой люди с самомнением заявляют: «Вот, я верующий, регулярно приступаю к Таинствам…» Надо понимать, что каждый человек будет судиться самостоятельно, без сравнения верующего и неверующего, сильно верующего и мало верующего, часто причащающегося и редко причащающегося. У каждого человека — своя мера взаимоотношения с Богом. Какова она, наверное, Господь Сам будет определять. Слава Богу, что здесь нет никаких норм.

Страшный Суд нередко удерживает людей от ошибок, от греха. Памятование о суде помогает человеку со вниманием относиться ко всему, что он говорит, что он делает и даже к тому, о чем он мыслит.

Господь не говорит: «Вы постились по уставу, регулярно бывали на богослужениях, причащались не иначе как постившись три дня, вычитывая все каноны; вы служили Мне у Престола, пасли Мое стадо, проповедовали спасительные истины; вы жертвовали на храмы, монастыри, резиденции…»

Некоторые думают, что сама по себе принадлежность к Православной Церкви по фактам крещения и отпевания вводит человека в Царство Небесное. А все эти призывы «посетили-накормили-напоили» — это так… желательное дополнение.

Евангелие дает нам повествование о Страшном суде, для того чтобы запечатлелось оно в нашем сознании, дабы приуготовить нас к тому событию, через которое пройдет каждый человек. Действительно, Евангельское чтение призвано сконцентрировать наше сознание на том, что за порогом смерти. Человек устроен так, что его внимание обращается на то, что здесь, на то, что рядом с ним, — на родных, на близких, на дом, на машину, на работу, на успехи или неуспехи, на достижение материального благополучия, на преодоление трудностей, в том числе политических, экономических, — на чем только ни сконцентрировано наше внимание, но менее всего на том, что будет после нашей смерти.

Важный момент, что мы готовимся не к Страшному суду, а ко встрече с Богом. Страшный суд — как один из этапов жизни, как и рождение в Жизнь Вечную (наш день рождение здесь, на земле), как и смерть. Для нас самое главное — быть со Христом, дышать со Христом, пытаться быть Ему подобными.

На Страшном Суде будут и страшно, и ужасно: мы все осознаем свою греховность и порочность. Но особенно страшно будет именно тому, кто забудет о Христе. Суд будет без милости к тому, кто не окажет милости. Здесь мы должны в полной мере уповать на Христа, быть Его учениками. А для этого — соблюдать Его заповеди.

С каждым годом все больше растет эгоизм, себялюбие в человечестве. А ведь нужно, чтобы человек постоянно жил с Богом. Такая жизнь и предполагает радость, защиту, знание, что Господь разделяет с тобой все твои тяготы.

В Евангелии уделяется внимание теме вечных мук, тьме кромешной, плачу и скрежету зубовному и, конечно же, Страшному суду. Как и во все приготовительные недели, евангельское чтение состоит из притчи, в которой Господь провозглашает основной критерий Своего суда: отношение к ближнему.

Для христиан первых веков окончание земной истории воспринималось, прежде всего, как торжество Церкви. Его ждали с нетерпением. «Маранафа!» — «Господь, приди!» — так заканчивалось каждое евхаристическое собрание.

Они ждали и чаяли этого момента, потому что жили в предельном напряжении своих духовных сил, в любой момент готовы были к встрече с Богом.

О загробной жизни в слове Божием сказано достаточно много. И сегодняшнее Евангелие как раз и открывает нам тайну того, что ждет человека, — каждый будет судим Богом.

Сегодняшнее Евангелие помогает нам понять, что может нас спасти, что может покрыть наши недостатки, чем мы можем искупить нашу вину. Накормил ли ты голодного? Напоил ли того, кто жаждал? Принял ли странника? Одел ли нагого? Посетил ли больного или того, кто в тюрьме? Речь идет не только о больных, нагих, голодных, жаждущих, заключенных — речь идет о помощи другому человеку. В этой помощи, в этой способности творить добрые дела обнаруживается величайшая заповедь и величайшая ценность. Человек без любви в сердце не может этого делать.

Любовь приходит в сердце постепенно именно через добрые дела. Когда мы делаем добрые дела людям, они перестают быть для нас безразличными, перестают быть для нас далекими, — они становятся близкими нам. И чем больше мы делаем этих добрых дел, тем сильнее любовь в нашем сердце.


Возврат к списку