Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

17.02.2013
17 февраля 2013 года в Богородичном Пантелеимоновом Щегловском мужском монастыре

Совершена Божественная литургия, которую возглавил архимандрит Клавдиан, наместник обители.

Фотоальбом о литургии - здесь

После чтения Евангелия отец наместник обратился к молящимся с проповедью.

- Сегодня в Евангельском чтении мы с вами слышали рассказ о том, как Закхей мытарь принимал Спасителя в своем доме. Как говорит Евангелие, Спаситель шел во Иерихон, и по пути, по которому Он должен был проходить, оказался Закхей. Господь пришел нести свое слово в этот город. Множество людей вышло встретить и послушать его. Мытарь Закхей хотел увидеть Христа. Ему было очень интересно, как же это все будет происходить, кто такой Христос, как выглядит человек, который говорит о том, о чем никто раньше не говорил.

Велика была социальная пропасть между Закхеем и другими жителями города Иерихон. Закхей был мытарем, то есть собирал налоги с жителей. Братья и сестры, мытарь – это был самый презираемый человек тогда среди иудеев, потому что мало того, что он собирал налоги, но налоги собирались в пользу ненавистного Римского государства, и сборщики податей считались предателями своего народа, но Закхей был не просто мытарь, он был начальником этих мытарей, старшим по сбору налогов, и, как говорит Евангелие, он был человеком богатым. Вероятно, получилось так, что на сборе этих податей, на обмане своих соплеменников, на предательстве своего народа, Закхей сколотил значительное состояние, и надо просто представить себе, как же он был ненавидим всеми вокруг.
Но он, прежде всего, был человеком. Ему хотелось услышать, что Христос будет рассказывать. Но у него была проблема, как Евангелие повествует: «возрастом мал бе». Это означает, что он был маленького роста. Закхей выбрал дерево на пути следования Христа и залез на него.

И вот Он появился. Его окружало огромное количество людей. Со Христом было двенадцать апостолов. Жители с других городов и сел шли за Христом. И эта огромная толпа двигалась по этой улице. По дороге Господь рассказывал о Евангелие, о заповедях. Окружающие внимательно слушали. Но когда толпа начала проходить под деревом на котором сидел Закхей, Христос остановился под этим деревом, поднял голову вверх и сказал: «Закхей, слезай оттуда, потому, что сегодня мне подобает быть в твоем доме».

Закхей не мог предполагать, что Христос с ним заговорит. Народная традиция была очень простая, раз ты мытарь, значит, ты грешник, с тобой нечего разговаривать, и тем более не о чем с тобой разговаривать такому великому человеку, как Христос. Христос – это чистота, это безгрешность. Вдруг к удивлению народа случается что-то необычное. Христос идет в дом Закхея. Это поразило многих, в первую очередь самого Закхея. Через слова Христовы он почувствовал прикосновение к его душе.

Христос видит сердце этого человека, заходит к нему в дом вопреки всему окружению, всем тем людям, которые соблазнились уже, потому что Он видел, что Закхей готов к покаянию, к изменению своей жизни, и, действительно, так и произошло. Христос говорит такие слова: «Не к праведникам пришел Сын человеческий , но к грешникам». И действительно грешники нуждаются в Спасителе, а не те праведники, которые составляли фарисейскую партию и которых так обличал Христос.

Душа Закхея давно жаждала истины, духовного насыщения. «Блаженны жаждущие правды, ибо ей насытятся» - говорится в заповедях блаженства. Именно это и случилось с Закхеем. Жажда духовной пищи нашла утоление. Несмотря на то, что он грешил, с ним произошло такое событие. И Закхей ведет Христа к себе в дом. Его переполняет духовная радость от прикосновения Божества к его душе.

Евангелие подмечает: «И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку». Но когда сердце сияет светом благодати Божьей, то уже не важно, что думает про это народ. Человек испытывает соприкосновение с Божеством. Закхей ведет к себе не только Христа, но и весь тот ропщущий народ, накрывает столы и угощает всех. В порыве этой радости, духовного подъема Закхей говорит: «Господи, пол имения свои раздам нищим, если кого чем обидел, отдам с четверицею».

Это событие оставило след в душе Закхея. И даже когда Христос уйдет, Заккей будет помнить о том , что в его доме был Бог. Но сейчас он со Христом, его переполняет радость и эта радость выливается в добрые дела. Как раз это Закхей и проявляет, говоря о том, что возвратит в четыре раза больше всякому, кого обидел.

Это прикосновение Бога в его сердце Закхей держал в памяти своей, как путеводную звезду, потому, что всякая жизнь заканчивается рано или поздно, и мы должны прийти к Богу. Прийти туда, где Он нас ждет.

Мы должны помнить, что Господь дает нам благодать. Мысль о том, что Бог ждет нас там, по окончании нашей жизни, будет давать нам благодать. В этом проявляется милосердие Божие. Мы можем при жизни прикоснуться к Раю, если будем всегда во главу угла ставить перед собой Христа, и к аду, если заменим его чем-нибудь или кем-нибудь другим.
Братья и сестры, Христос пришел спасти не праведников, Он пришел к грешникам. Грешный человек, осознающий себя действительно падшим и немощным, этот человек нуждается во Христе, как в Спасителе. Он спасает нас, погибающих во множестве грехов, которые тянут нас на дно подобно тому, как Петр провалился сквозь воды и взывал к Спасителю: «спаси меня», хотя пучина уже, казалось, поглотила его.

Вот так и нас спасает Господь, людей, которые осознают себя грешными настолько, что пучина грехов может нас поглотить. Только такие люди будут иметь нужду в Спасителе, действительно будут взывать к Нему из глубины души и пытаться настроиться на покаянную жизнь. А нам, зачастую, Спаситель нужен лишь для того, что бы спасать нас от наших житейских проблем и волнений. Когда нас постигнет какая-нибудь нужда, вот тогда мы усиленно обращаемся к Нему.

Но, братья и сестры, все наше богословие сводится к тому, чтобы человек осознал себя таковым, каким он есть на самом деле. Вся духовная жизнь сводится к тому, чтобы открылись очи у человека, и посмотрел он непредвзято на самого себя, увидел в своей душе множество грехов и попытался измениться, покаяться. Измениться так, как изменился этот мытарь Закхей. Покаяться так, как покаялся разбойник, увидев на себе множество греховных деяний. Так же и мы. Не будем думать, что мы лучше всех, лучше кого-то потому, что мы называем себя христианами. А будем ими - учениками Христовыми, честно смотрящими на самих себя и пытающимися измениться. Аминь.


Возврат к списку