Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

19.01.2013
19 января 2013 года, в праздник Святого Богоявления — Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

В Богородичном Пантелеимоновом Щегловском мужском монастыре г. Тулы совершена Божественная литургия, а затем и чин великого освящения воды на площади рядом с монастырским собором в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница».

Чин водоосвящения, который совершается в праздник Богоявления, называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, в котором Церковь видит не только первообраз таинственного омовения грехов, но и действительное освящение самого естества воды, через погружение в нее Бога во плоти.

Братия Щегловской обители вышли для водоосвящения через царские врата - к большим сосудам, заранее наполненными водой, стоящим возле собора. Иеромонах Лазарь вынес Крест на голове в предшествии двух свеченосцев и иеродиакона. У воды он осенил Крестом на четыре стороны и положил его на стол. Были вожжены свечи, иеромонах Лазарь, предшествуемый диаконом со свечой, кадит трижды около стола, клир и народ.

Фотоальбом о Божественной литургии утром 19 января и чине великого освящения воды - здесь

Начинается великое водоосвящение пением тропарей: «Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите все Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явившегося Христа», «Днесь вод освящается естество» и других.

Последование великого освящения воды состоит в воспоминании пророчеств, относящихся к событию Крещения (паримии), самого события (Апостол и Евангелие) и его значения (ектении и молитвы), в призывании благословения Божия на воды и троекратном погружении в них Животворящего Креста Господня.

Освящение воды при чтении молитвы сопровождалось троекратным благословением ее игуменом Филаретом при произнесении слов: «Сам убо, Человеколюбче, Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию».

«Ангельская крепости исполнену, да ecu почерпающие и причащающийся имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов, и к всякой пользе изрядну... Сам и ныне, Владыко, освяти воду сию Духом Твоим Святым. Даждь же всем прикасающимся ей и причащающимся, и мажущимся ею, освящение, здравие, очищение и благословение»,- такими сильными и ответственно властными словами молился игумен Филарет.

Иеродиакон Евлогий возносит прошения: «О еже освятитися водам сим силою и действием и наитием Святаго Духа, Господу помолимся. О еже снизходити на воды сия очистительному пресущныя Троицы действу... О еже дароватися им благодать избавления, благословению Иорданову, силою и действом и наитием Святаго Духа... О еже низпослати Господу Богу благословение Иорданово и освятити воды сия... О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела, и на великую пользу изрядную... О еже быти воде сей приводящей в жизнь вечную... О еже явитися сей отгнанию всякого навета видимых и невидимых враг...»

По окончании чтения всех молитв иеромонах Лазарь, а затем и игумен Филарет, трижды погружает честный Крест в воду, держа его обеими руками прямо, при пении тропаря праздника Богоявления:

«Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение: явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе».

Иеромонах Лазарь, а затем игумен Филарет, взяв сосуд с освященной водой и кропило, кропит крестовидно на все стороны. Затем начинают раздавать святую Крещенскую воду прихожанам и паломникам.

Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге. В день Богоявления каждый православный христианин несет домой сосуд со святой водой, бережно хранит ее как величайшую святыню, с молитвой причащаясь святой водой в болезнях и всякой немощи.

Крещенская вода, как и святое Причастие, принимается верующими только натощак. «Освященная вода, - как писал святитель Димитрий Херсонский, - имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею». Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни. Святая вода гасит пламя страстей, отгоняет злых духов - вот почему окропляют святой водой жилище и всякую вещь, которую освящают.


Возврат к списку