Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

07.01.2013
В ночь с 6 на 7 января состоялось главное рождественское богослужение — Литургия по чину Василия Великого, которая началась в полночь

В Рождество в Богородичном Пантелеимоновом Щегловском мужском монастыре службы совершались с особой торжественностью, на них пришло большое число прихожан и паломников.

В ночь с 6 на 7 января состоялось главное рождественское богослужение — Литургия по чину Василия Великого, которая началась в полночь. Во время Литургии было совершено Таинство Причащения: хлеб и вино силой и действием Святого Духа пресуществляются в Тело и Кровь Христовы и преподаются верующим для причащения, во оставление грехов и в жизнь вечную.

Видео о праздновании Рождества Христова в Щегловской обители - здесь

Во время Литургии Богу приносится жертва благодарения, поэтому она также называется Евхаристией, что в переводе с греческого означает «благодарение».

Архимандрит Клавдиан, наместник Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря произносит начальный возглас Литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков».

Благословенно Царство… Царство Небесное начинается уже здесь, на земле, для тех, кто приобщается к вечной жизни через веру, принятие святых Тайн Тела и Крови Христовых, через жизнь по заповедям Евангелия.

За возгласом следует великая или мирная ектенья. Великой она называется по большому числу содержащихся в ней прошений. Мирной – по начальным словам первого прошения: «Миром Господу помолимся». Это означает: будем молиться в мирном состоянии духа, примирившись со всеми.

В эту рождественскую ночь прихожане и паломники присоединяют свои молитвы к звучащим сейчас в храме прошениям мирной ектеньи.

Великая ектенья завершается возгласом священнослужителя. После этого хор начинает пение антифонов. Во время пения антифонов к стихам псалмов присоединяются особые праздничные припевы: спаси ны Сыне Божий, рождейся от Девы, поющия Ти Аллилуйя – Сыне Божий, родившийся от Девы, Спаси нас, поющих Тебе Аллилуйя.

Ко второму антифону присоединяется гимн «Единородный Сыне», который напоминает о том, что главное благодеяние Бога роду человеческому заключается в ниспослании на землю Сына Божия, воплотившегося от Пресвятой Богородицы и Своей смертью на Кресте победившего смерть.

После второго антифона вновь звучит малая, состоящая из трех прошений ектенья. Приближается момент малого входа, который исторически сложился как начало Литургии, когда в храм вносили Евангелие и Священные сосуды, хранившиеся в другом месте вне храма, а символизирует он шествие Иисуса Христа на проповедь Евангелия.

В алтаре иеродиакон берет с престола Евангелие и через врата направляется на амвон. Иеродиакон возглашает стихи из псалтири, которые называются входными потому, что произносятся во время малого входа в дни великих праздников. В праздник Рождества Христова это стихи: «Из чрева прежде денницы родих Тя: клятся Господь и не раскается». «Ты – Иерей вовек по чину Мелхиседекову». Эти стихи относятся к числу ветхозаветных пророчеств о Спасителе. Взирая на Евангелие, священнослужители поют: «Приидите поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны (нас), Сыне Божий, Рождейся от Девы, поющия Ти аллилуйя».

В алтаре начинается чтение так называемых «тайных молитв» или анафоры. Слово анафора означает возношение. Называются эти молитвы так, потому что во время их чтения возносятся Святые Дары, а «тайными» называются, потому что в это время совершается Таинство пресуществления хлеба и вина в Пречистое Тело и Честную Кровь Спасителя.

В молитве прошение Отцу Небесному, воспеваемому херувимами и Серафимами, принять и от нас, грешных и несовершенных людей, трисвятую песнь – ангельское пение, совершаемое у Престола Божия; моление о прощении наших согрешений, а также о том, чтобы вся наша жизнь была посвящена служению Богу.

Духовенство в алтаре поет кондак Рождества Христова. Наступает время Трисвятого, но сейчас мы услышим другое песнопение, которое исполняется вместо Трисвятого в определенные дни церковного года: на Рождество Христово, Богоявление, Пасху, Пятидесятницу, в Лазареву и Великую Субботу. Это песнопение «Елицы во Христе крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуйя». Оно напоминает о древнем обычае принимать Таинство Крещения, которое свершалось в указанные нами праздничные дни. Это песнопение содержит призыв, обращенный к новокрещенным. Смысл его: принявшие святое Таинство Крещения должны теперь верой и добрыми делами облечься во Христа.

Отец наместник в алтаре, где проходит на горнее место, расположенное за престолом. Горнее место предназначено для возглавляющего богослужение священнослужителя и своим названием указывает на «горний» небесный мир. Название же его произошло от того, что в древней Церкви оно было действительно высоким (по-славянски — горним), оно могло возвышаться от пола алтаря на 2 метра, и на нем сидели священнослужители в определенные моменты Литургии.

Иеродиакон читает фрагмент из Послания апостола Павла к Галатам, (глава 4, ст.4-7). Читаемый отрывок повествует о воплощении Сына Божия и как следствие этого Воплощения – усыновлении человечества Богу Отцу.

Священнослужители являются преемниками святых апостолов — ближайших учеников Спасителя. Поэтому во время чтения Апостола они имеют право сидеть. Чтению Апостола предшествует возглашение прокимна.

За чтением Апостола последует чтение Евангелия. Сам Господь через Евангельское чтение будет возвещать слова вечной жизни. Евангелие будет возглашаться на амвоне. Сегодня читается отрывок из Евангелия от Матфея, гл.2, ст. 1-12. В нем говорится о появлении в Палестине таинственных восточных мудрецов, по-славянски — волхвами. Восточная и западная традиции называют волхвов царями. Их мощи, точнее – честные главы, находятся в Кельнском соборе. От даров, принесенных волхвами Богомладенцу Иисусу, берет свое начало обычай, особенно любимый детьми, дарить друг другу подарки на Рождество.

Иеродиаконы, участвующие в богослужении, возглашают прошение Сугубой ектении, а затем ектении об оглашенных. «Сугубая» означает двойная, усиленная. На каждое прошение хор от лица всех собравшихся в храме отвечает троекратным: «Господи помилуй».

За ектеньей Сугубой следует ектенья об оглашенных. В древней Церкви оглашенными назывались взрослые люди, которые учились (оглашались) истинам христианской веры перед принятием святого крещения. На Литургии им разрешалось присутствовать до определенного момента, как людям еще не вошедшим во всю полноту Церковной жизни. Они слушали Слово Божие, молились, но когда наступал самый важный этап богослужения, они выходили из храма, повинуясь возгласу диакона: «Оглашенные изыдите».

«Литургия оглашенных» (так называется часть Божественной Литургии) заканчивается. Следующая ее часть именуется Литургией верных, потому что в древности на ней могли присутствовать лишь члены Церкви, принявшие Святое Крещение и сохранившие верность данным Богу обещаниям.

Таинство Святого Причастия установлено самим Спасителем. Это событие – установление Таинства – будет вспоминаться в один из самых важных моментов Божественной Литургии. Как повествует Евангелие, в Великий Четверг, перед иудейской пасхой, накануне Своих страданий, во время Тайной Вечери, Спаситель, умыв ноги ученикам, и показав им тем самым пример глубочайшего смирения, взял в руки хлеб, благословил его, преломил и дал ученикам со словами: «Примите, ядите: сие есть Тело Мое, которое за вас предается во оставление грехов, сие творите в Мое воспоминание». Потом Он взял чашу с виноградным вином и, воздав хвалу Богу, подал ее ученикам со словами: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание».

Причастив своих учеников – апостолов, Господь заповедал им совершать это Таинство в Его воспоминание, во оставление грехов и в жизнь вечную. Верующие во Христа и причащающиеся Его Тела и Крови становятся причастниками вечной жизни. И сам Спаситель говорит в Евангелии: «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную и Я воскрешу его в последний день».

Хор поет Херувимскую песнь. «Иже Херувимы тайно образующе и животворящей Троице Пресвятую песнь припевающие, всякое ныне житейское отложим попечение». «Мы таинственно изображая собой херувимов и воспевая Животворящей Троице пресвятую песнь, оставим ныне все житейские заботы» — так звучит Херувимская песнь по-русски.

По завершении молитвы следует взаимное поминовение сослужащих: Архиерейство, священство, дьяконство, — да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда ныне и присно и во веки веков.

Отец наместник направляется к жертвеннику. Он находится здесь же, в северной части алтаря. На жертвеннике (по-гречески «протесис», т.е. «приготовление») совершается приготовление Святых Даров – хлеба и вина, которые по молитвам Церкви, силой и действием благодати Святого Духа во время Евхаристии станут Телом и Кровью Христовыми. Здесь же из просфор (специально приготовленного хлеба, принесенного в храм, отсюда и название «просфора» – по-гречески «приношение») архимандрит Клавдиан вынимает частицы, произнося имена живых и усопших. По окончании Литургии эти частицы о здравии и об упокоении будут опущены в Святую Чашу с молитвой: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде (т.е. здесь) Кровию Твоею Честною и молитвами святых твоих».

Богослужебные сосуды употребляются при совершении Евхаристии. Это – потир – чаша, в которой находится вино, предназначенное для совершения Таинства, дискос, на котором полагается евхаристический хлеб — агнец, а также – звездица. Она представляет собой две крестообразно скрепленные друг с другом металлические пластины и символизирует Вифлеемскую звезду, возвестившую рождение Спасителя Мира.

«И пришедше звезда, ста верху, едеже бе Отроча», т.е. пришла звезда и остановилась над местом, где родился Богомладенец Христос. Покровцы, которыми покрываются потир и дискос напоминают пелены Богомладенца и одновременно погребальные пелены Спасителя, которыми было обвито Его тело, положенное во гроб.

Пение Херувимской прерывается совершением Великого входа. Через двери алтаря Святые Дары с жертвенника переносятся на престол. Этот момент богослужения напоминает и символически изображает шествие Спасителя на добровольные страдания ради искупления рода человеческого. Поэтому мы видим во время Великого входа в руках у священнослужителей: крест, копие и лжицу (так по-славянски называется ложечка, которой причащают верующих) – богослужебные предметы, напоминающие об орудиях Страстей Христовых.

Молитвенное поминовение членов Церкви на Великом входе означает, что Святые Дары будут принесены в Жертву Богу о здравии и спасении всех поминаемых. Один из сослужащих архиереев, старший по званию, совершает поминовение Патриарха, всех молящихся в храме и всех православных христиан.

Хор завершает пение Херувимской песни: «Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуйя. — Отложим попечения житейские, чтобы встретить царя всего творения, которого незримо сопровождают с торжеством ангельские силы».

Святые Дары поставляются на престол и покрываются воздухом – особым покровом, символизирующим Плащаницу, которой было обвито Тело Спасителя при погребении.

Звучат прошения так называемой Просительной ектеньи. Во второй ее части, которая содержит прошение о важнейших духовных благах, желанных для каждого христианина, хор от лица всех собравшихся в храме взывает: «Подай, Господи». Во время ектеньи отец наместник молится о том, чтобы Господь сподобил его принести Святые Дары в Жертву духовную и ниспослал на них, а также – на всех верующих, благодать Святого Духа. Просительная ектенья завершается возгласом: «Щедротами Единородного Сына Твоего, с Ним же благословен еси, со Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков».

Далее, верующие готовятся к возношению Святых Даров свидетельством мира и любви и исповеданием православной веры. «Мир всем!» - звучит благословение. Иеродиакон призывает: «Возлюбием друг друга да единомыслием исповемы» – Возлюбим друг друга и единомысленно исповедуем, открыто выразим свою веру в Отца и Сына и Святого Духа, Троицу Единосущную и нераздельную.

После этого поется Символ веры, посредством которого собравшиеся в храме и исповедуют свою веру в истины христианского учения. Пению Символа веры предшествует голос иеродиакона: «Двери, двери, премудростию вонмем!».

В это время снимается возду´х, покрывающий святые Дары в знак Воскресения Христова.

Возглас «Двери, двери…» в древности был обращен к привратникам – особой категории церковнослужителей, которые следили за тем, чтобы в самый важный момент Евхаристии в храм не вошли непосвященные: оглашенные, еще не принявшие Святое Крещение, или кающиеся, лишенные права участвовать в этой части Литургии, или неверующие.

Во время пения Символа веры отец наместник и сослужители колеблют воздух над Святыми Дарами в знак сошествия на них Святого Духа.

Возглас иеродиакона: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносите» – еще раз призывает участников богослужения к молитвенной сосредоточенности. Святое возношение, Бескровная Жертва сейчас, через несколько минут, будет приноситься не только за нас, но и от нас, при нашем молитвенном участии. О том, что мы все, стоящие в храме, призываемся к участию в совершении Таинства, свидетельствует богослужебный диалог.

Хор от имени всех молящихся завершает возглас словами: «Милость мира, жертву хваления». А это значит, что мы готовы возносить Святую Жертву, которая является высшей милостью и даром Божиим людям, и представляет собой, прежде всего, благодарное прославление Творца. Последующие три возгласа, на которые хор также отвечает от нашего имени, отец наместник произносит вне алтаря, обращаясь к народу:

- Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы (любовь) Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами.

- И со духом твоим.

- Горе´ имеим сердца. (Отрешимся от всего земного и вознесем ум и сердце в горний, небесный мир).

- Имамы ко Господу.

Этот ответ молящихся знаменует собой завершение приготовления к совершению Таинства, а возглас «Благодарим Господа» означает начало Евхаристической молитвы или анафоры. Совершение Таинства Евхаристии начинается с благодарения, подобно тому, как Спаситель на Тайной вечере вознес благодарение Богу Отцу.

Тем временем читается молитва, в которой от лица всех верующих прославляется величие Божие и Его благодеяние роду человеческому, благодарит Бога за сотворение мира, за то, что он принимает эту службу хвалы и благодарения от людей, хотя ему и служат Архангелы и Ангелы, Херувимы и Серафимы, «победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголяще». Последние слова молитвы произносятся вслух, в виде возгласа, а хор воспевает эту победную ангельскую песнь, прославляющую Святую Троицу: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея! Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних!»

Отец наместник снимает митру, чтобы указать на важность совершающегося священнодействия.

- Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов.

Хор поет «Аминь», а отец наместник читает:

- Пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов.

Далее возглашает: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся», то есть, поминая Твою спасительную заповедь и все, что Ты совершил для нас: и Крест, и Гроб, и тридневное Воскресение, и восхождение на Небо, и седение одесную Отца, и Второе и славное паки пришествие — все это вспоминая, мы, Твое от Твоих Тебе приносим о всех и за все, Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим. Господи, и молим Ти ся, Боже наш».

Хор поет: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш». Наступает саамы важный и таинственный момент богослужения, вершина литургии.

За возношением Святых Даров следует их пресуществление. Отец наместник просит о ниспослании Духа Святаго для освящения Даров и претворения их в Тело и Кровь Христовы. Затем, исповедав свое недостоинство, благословляет святой Хлеб и Святую Чашу. Силою и действием Святого Духа совершается величайшее Таинство — хлеб и вино становятся Телом и Кровью Спасителя.

Служащие и все молящиеся совершают поклонение Святым Дарам как Самому Господу. После молитвы о причастниках и о всех, в вере почивших, и о живущих на земле, следует прославление Божией Матери. Перечисляя чины святых угодников Божиих (праотцев, отцев, патриархов, пророков, апостолов, Евангелистов, мучеников, исповедников и постников) особо (изрядно) выделяется Пресвятая Богородица – Ходатаица перед Богом за человеческий род: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии».

Затем хор исполняет песнопение в честь Божией Матери, не только святейшей из людей, но, говоря словами Церковного гимна – «честнейший Херувим и славнейший без сравнения Серафим». Сегодня – день особый, сегодня великий праздник, поэтому вместо песнопения «Достойно есть» поется «Задостойник» – песнь из числа праздничных гимнов, в данном случае – ирмос девятой песни Рождественского канона.

«Таинство странное вижу и приславное, (вижу таинство чудное и необычайное), небо – вертеп, престол Херувимский, Деву (небом стал вертеп, престолом херувимским – Дева), ясли- вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог, Его же воспевающе величаем (ясли стали вместилищем Невместимого Бога, Которого мы воспевая величаем)».

Просительная ектенья, которая звучит под сводами храма, знаменует собой начало приготовления молящихся к Причащению. Эта ектенья начинается словами: «Все святые помянувше, паки и паки миром Господу помолимся». Всех святых вспомнив, еще и еще раз Господу помолимся.

Во время просительной ектеньи Святитель молится о том, чтобы Господь сподобил молящихся достойно причаститься Святых Тайн во оставление грехов и в жизнь вечную. ектенья завершается возгласом: «И сподоби (удостой) нас, Владыко, со дерзновением (с сыновней смелостью) неосужденно смети признавати Тебе, Небесного Бога и Отца и глаголати».

Все собравшиеся в храме поют молитву Господню «Отче наш». Спаситель первым назвал Бога Отцом, как Сын Божий. То, что мы дерзаем повторить эти слова и называть Бога Отцем, стало возможно благодаря воплощению Сына Божия.

Одно из прошений молитвы Господней – «хлеб наш насущный даждь нам днесь» – относится не только к хлебу земному, к телесной пище и вообще к земным благам, в которых мы все, несомненно, нуждаемся, но, прежде всего, — к Хлебу Святой Евхаристии, к Телу и Крови Христовым – истинной пище и истинному житию, духовно питающим человека и вводящим его в жизнь вечную.

Приближается момент Причащения. Возглас «Святая святым!» напоминает о том, что к святости призван каждый христианин, недаром святой апостол Павел в своих Посланиях именует первых последователей Спасителя святыми. Кроме того, этот возглас служит напоминанием о том, что Святыня – Тело и Кровь Христовы – преподается тем, кто очистил свою душу покаянием в Таинстве Исповеди.

«Един Свят, Един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь». Один Господь свят, Он один – источник святости и может сделать причастником Своей святости каждого человека, устремленного к Нему всем сердцем и душой.

В этот момент богослужения, когда в алтаре за закрытыми Святыми вратами происходит причащение священнослужителей, алтарь символизирует Сионскую горницу, в которой Господь на Тайной Вечери установил таинство Евхаристии.

Хор поет запричастный стих (исполняемый во время причащения) и другие праздничные песнопения. Затем игумен Филарет оглашает Рождественское послание Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.

В храме начинается причащение мирян. Святые Врата открываются. «Со страхом Божиим и верою приступите!» Возглас иеродиакона обращен к ожидающим Причащения. Приступите к Святой Чаше, осознавая свое недостоинство и веруя, что в ней пребывают истинное Тело и истинная Кровь Христова.

Причащение мирян заканчивается. Песнопением «Видехом свет истинный, прияхом духом духа небеснаго…» верующие благодарят Господа за Причащение Святых Тайн Христовых. Последнее явление Святых Даров, которое совершается при возгласе «всегда ныне и присно и во веки веков» напоминает нам о Вознесении Господнем. Следует краткая благодарственная ектенья и заамвонная молитва, которую священник произносит, стоя перед ступенями, ведущими на амвон, напротив Святых врат. Завершается праздничное богослужение.

В Щегловской обители утром 7 января совершена еще одна Божественная Литургия — для тех, кто не смог прийти на ночное богослужение,

Вечером 7 января, а также в дни Святок в Богородичном Щегловском монастыре проходят богослужения.


Возврат к списку