Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

21.04.2012
В храме Щегловской обители была прочитана особая молитва – на раздробление артоса, который затем был раздроблен и при целовании Креста роздан прихожанам как великая святыня

21 апреля в субботу Светлой седмицы в Богородичном Пантелеимоновом Щегловском мужском монастыре г. Тулы в храме в честь преп. Никандра Псковского отец наместник архимандрит Клавдиан совершил Божественную литургию. В конце литургии в храме была прочитана особая молитва – на раздробление артоса, который затем был раздроблен и при целовании Креста роздан прихожанам как великая святыня.

Фотоальбом о предварительном освящении артоса, о крестных ходах, когда его несут впереди, о неоднократном окроплении артоса святой водой во время всех крестных ходов Светлой седмицы - здесь 

Слово «артос» переводится с греческого языка как «квасной хлеб» – общий для всех членов Церкви освященный хлеб, иначе – всецелая просфора. Артос в продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с образом Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим.

Подражая Апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни. На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого — как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова. С артосом соединяется и древнее церковное предание, что Апостолы оставляли за столом часть хлеба — долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней — и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.

Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. Артос полагается на солее, против Царских Врат, на уготованном столе или аналое. После освящения артоса аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма.

Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами "Христос воскресе!".

В субботу Светлой седмицы артос раздробляется и в конце Литургии (при целовании креста) раздается народу.

Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе, они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб.

Было: Лука и Клеопа, побрели по направлению к Галилее, где по рассказу мироносиц, следовало ждать новых известий о Сыне Человеческом. Встретился им неведомый Путник, как-то сразу вызвавший в них чувства приязни и доверия. То был Воскресший Божественный Учитель — но души Луки и Клеопы омрачало уныние, и потому глаза их были удержаны, так что они не узнали Его (Лк. 24, 16). Апостолы поделились с таинственным Путником своим горем — ответом им были слова не утешения, но обличения: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? (Лк. 24, 25—26).

От сурового этого упрека ученики вдруг ощутили какую-то неизъяснимую сладость. Таинственный Попутчик стал напоминать им древние пророчества о смерти и Воскресении Мессии — и от каждого Его слова в сердцах Луки и Клеопы оживала надежда, воскресала вера. Но они все еще не узнавали своего Господа.

Уже вечерело, когда они достигли селения Еммаус, где Апостолы собирались остаться на ночлег. Господь словно бы желал идти дальше, но ученики начали молить Его остаться, боясь лишиться сладости беседы с Таинственным Незнакомцем. И только за трапезой, когда Спаситель столь памятным им жестом благословил хлеб, преломил и подал им, открылись у них глаза, и они узнали Его (Л к. 24, 31).

В память о том, как Воскресший Спаситель благословил хлеб в Еммаусе, установила Церковь обряд освящения и раздачи артоса. Слово «артос» в переводе с греческого и означает «хлеб». Но не простой это хлеб, он запечатлен изображением Воскресения Христова или увенчанного тернием Животворящего Креста, окроплен святой водой, освящен благодатной молитвой.

Это священнодействие ведет свое начало от времен первохристианских. Я с вами во все дни (Мф. 28, 20), — таково непреложное обетование Иисуса Своим последователям. Апостолы постоянно чувствовали незримое присутствие среди них Божественного Учителя и на братских трапезах перед тем местом, которое обычно занимал Он, возлагали хлеб — дабы Господь благословил вкушаемые ими дары земные. А после трапезы они благодарили Бога, поднимая над головой этот благословенный хлеб и радостно возглашая: «ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!» Такой апостольский обычай, бережно сохраненный отцами Церкви, дошел до нас в освящении артоса.


Возврат к списку