Новости02.03.2012
2 марта в пятницу первой седмицы Великого поста
2 марта - утром в пятницу первой седмицы во второй раз на поприще Великого поста в Богородичном Пантелеимоновом Щегловском мужском монастыре совершено особое богослужебное последование - Литургия Преждеосвященных Даров. Во время поста с понедельника по пятницу (кроме праздника Благовещения) Божественная литургия не совершается; поэтому на протяжении поста еженедельно в среду, пятницу и еще несколько дней совершается последование Литургии Преждеосвященных Даров, на которой верующие могут причаститься Святых Христовых Тайн (название объясняется тем, что Тело Христово - Агнец - приготовляется заранее в воскресный день за Божественной литургией, пресуществляется, затем наполняется Кровью Христовой и сохраняется на престоле в храме соответственно до среды или пятницы). Литургия Преждеосвященных Даров по своему характеру, прежде всего, вечернее богослужение, выражаясь точнее, это причащение после вечерни. Великим Постом, следуя церковному уставу, по средам и пятницам полагается полное воздержание от пищи до захода солнца. Эти дни особенно напряженного физического и духовного подвига освящены ожиданием причащения Тела и Крови Христовых, и это ожидание поддерживает нас в нашем подвиге, как духовном, так и физическом; целью этого подвига становится радость ожидания вечернего причащения. К сожалению, сегодня практически утрачено это понимание Литургии Преждеосвященных Даров как вечернего причащения, и поэтому служба это совершается повсеместно преимущественно с утра, как и сейчас. Благолепной и воодушевленной была в этот день Великого поста Литургия Преждеосвященных Даров. Служащая братия во главе с архимандритом Клавдианом у престола в полном облачении. Вот, тихо начинает разливаться во все концы храма грустное «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою». С особенным великолепием исполняется и херувимская песнь «Ныне силы небесныя». Службы первой седмицы неспешные, длинные, со множеством поклонов. Фотоальбом "Литургия Преждеосвященных Даров в Богородичном Щегловском монастыре" - здесь Священнослужители вышли на солею (возвышение перед входом в алтарь), и архимандрит Клавдиан благословляет Святой Вход словами: «Благословен вход святых Твоих, всегда ныне и присно и во веки веков!» Диакон, начертывая кадилом святой крест, произносит «Премудрость, прости!» «Прости» — значит «станем прямо, благоговейно». В Древней Церкви, когда богослужение было значительно продолжительней сегодняшних, собравшиеся в храме сидели, вставая в особенно важные моменты. Диаконский возглас, призывающий стать прямо и благоговейно, напоминает нам о важности и святости совершаемого Входа. Хор поет древний богослужебный гимн «Свете Тихий». Архимандрит Клавдиан взял в руки кадило и возжженную свечу, стоявшую перед Святыми Дарами, и пред престолом, назнаменуя крест, произнес: «Премудрость, прости». Затем, обратившись на запад, к молящимся величественно провозгласил: «Свет Христов просвещает всех!» Свеча – символ Христа, Света мира. Зажигание свечи во время чтения Ветхого Завета означает, что все пророчества совершились во Христе. Ветхий Завет ведет ко Христу так же, как и Великий Пост ведет к просвещению оглашенных. Свет крещения, соединяющий оглашенных с Христом, открывает их разум для понимания учения Христова. В это время молящиеся, по глубокому благоговению пред Господом Иисусом Христом Светом истины, преклонились до земли. Возглашение архимандрита «Свет Христов...» напоминает верующим, что ветхозаветные праведники, о которых говорится в читаемых паремиях, были просвещаемы светом Божественной истины и приготовляемы ветхозаветными пророчествами и прообразами к пришествию на землю Господа Иисуса Христа. После второго чтения из Ветхого Завета по указаниям устава - пение пяти стихов из вечернего 140 псалма, начинающегося со стиха: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред тобою». Монастырский хор пел эти стихи на коленях перед алтарем. Затем Великий вход. После возгласа «По дару Христа Твоего...» диакон Евлогий вошел в алтарь северными дверьми, открыл царские врата, взял кадильницу: кадит престол, жертвенник. Затем диакон встал у престола рядом с отцом наместником, и они вместе молились, читая трижды: «Ныне Силы Небесныя...» Отец наместник при этом держал руки воздетыми горе. Поет хор: «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат, се, бо выходит Царь Славы: се Жертва тайная совершена дориносится». (По-русски это означает: «Ныне Небесные Силы невидимо служат с нами, ибо входит Царь Славы: вот таинственная Жертва, уже освященная, торжественно переносится»). На этих словах пение песнопения прерывается и возобновляется по внесении Святых Даров в алтарь. Священнослужители, прочитав трижды: «Ныне Силы Небесный...» трижды поклоняются пред престолом, затем отец Клавдиан поцеловал антиминс и престол, диакон - престол, и оба подошли к жертвеннику. Здесь они, произнося молитву "Боже, очисти мя, грешнаго" и, трижды поклонившись, совершили следующие священнодействия: отец наместник трижды кадит пред Дарами, а затем, отдав кадильницу диакону, возлагает ему на левое плечо большой воздух.
По окончании пения "Верою и любовию..."совершаются три великих поклона с произнесением (по обычаю) священником вслух (из алтаря) молитвы св. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего...» 2 марта в пятницу первой седмицы Великого поста к Литургии также прибавляется молебное пение наступающего дня в честь великомученика Феодора Тирона. По прочтении священнослужителями канона благословляется коливо (кутья), которое в тот же день положено вкушать за трапезой в память избавления христиан от осквернения идоложертвенной кровью при Юлиане Отступнике предстательством мч. Феодора. «Коливо» - отваренная пшеница с медом, в память св. Великомученика Феодора Тирона, оказавшего благотворную помощь христианам для сохранения поста. В 362 году он явился епископу Антиохийскому Евдоксию и повелел ему сообщить христианам, чтобы они не покупали пищу, оскверненную идоложертвенной кровью императором Юлианом Отступником, но употребляли бы коливо (отваренные зерна пшеницы). |