Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

11.08.2013
11 августа 2013 года в день празднования преподобномучеников Серафима и Феогноста Алма-Атинских
11 августа 2013 года в день празднования преподобномучеников Серафима и Феогноста Алма-Атинских, архимандрит Клавдиан, наместник Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря Тулы, совершил Божественную Литургию в храме во имя преп. Никандра Псковского.

В этом храме постоянно пребывает икона прмчч. Серафима и Феогноста для молитвенного укрепления и духовной поддержки прихожан и паломников. Когда-то в далекие годы XX века они подвизались в Глинской пустыни и это роднит их с первыми насельниками Богородичного Щегловского мужского монастыря, которые также прибыли в Тулу из Глинской пустыни. И потому в Щегловской обители всегда отмечают день их памяти.

Проповедь, которую во время Божественной литургии произнес благочинный обители игумен Феогност, была посвящена осмыслению подвига новомучеников, с каждым годом по-новому раскрывается его смысл .

- Свой подвиг они совершили в горах Казахстанских, в Аксайском ущелье одними из первых претерпев за Христа мучения даже до крови. Их имена прославлены в лике новомучеников и исповедников нашей Церкви XX столетия. В России известен их подвиг, известна их жизнь, отданная Господу и Спасителю без остатка.

Алма-атинских подвижников, старцев-монахов расстреляли в труднодоступном горном Аксайском ущелье. Недалеко от города Алма-Аты (ранее - город Верный), в Аксайском ущелье, среди необычайной тишины и вечнозеленых тянь-шаньских елей, у места, называемого по-казахски Кызыл-Жарским урочищем, что по-русски значит "красный обрыв", возвышается поклонный надмогильный деревянный крест. На каменном подножии его выгравирована надпись: Иеромонахи Серафим и Феогност мученически погибли 11 августа 1921 года.

Каждому из множества паломников, прибываюших сюда почтить память новомучеников, пришлось немало потрудиться, чтобы осилить этот сложный путь, взойти в этот святой скит на высоту без малого 2000 метров. Также по горным тропам шли и убийцы праведников. Они шли к монахам не за материальными ценностями, шли не грабить — что можно было взять в этих убогих ветхих землянках? Они шли, чтобы учинить кровавую расправу, выместить на Божиих праведниках свою ненависть и злобу.

Это же как надо ненавидеть добро и святость, чтобы проделать такой длинный и трудный путь единственно для того, чтобы совершить бессмысленное, подлое и трусливое убийство старцев-иноков. Природа этой злобы, природа этого преступления — явно не человеческого свойства. То, что случилось в этот день на этом святом месте в 1921 году, раскрывает перед нами смысл исторических событий прошлого века и в масштабе всей Русской Церкви, в масштабе всей страны. Здесь было совершено диавольское дело.

После Божественной литургии братия Щегловской обители поздравили игумена Феогноста с тезоименитством. В его адрес были сказаны слова признательности за его монашеский труд в течении почти двух десятков лет после пострига.

Затем отца Феогноста поздравили с днем Ангела прихожане и паломники. Во время целования Креста они поздравляли игумена Феогноста и желали ему всех благ и помощи и милости Божией.

* * *

Для распространения Православной веры в Туркестанском крае и духовного просвещения азиатских кочевников была возжена на берегах Иссык-Кульского озера миссионерская путеводная звезда. Было освящено избранное месте и водружел деревянный крест там, где основали мужской Свято-Троицкий миссионерский монастырь.

Первые насельники монастыря приложили много трудов для возведения монастырских стен и зданий и устроения хозяйства, терпя недоброжелательное отношенье кочующих племен.

В 1886 году в монастырь приехали 11 иноков из Свято-Михайловской Закубанской пустыни, а в 1894 году на берега величественного Иссык-Кульского озера решили отправиться с острова Валаам восемь иноков во глав с игуменом Севастианом, неся с собой дух Валаамской обители.

Несколько лет спустя, уже в начале ХХ-го столетия, в монастырь были приглашены из Рождество-Богородицкой Глинской пустыни Курской епархии несколько иноков, в числе которых были монахи Серафим, Феогност и Анатолий. Известно, что они были образованные иноки, ведущие высокую подвижническую жизнь. Кроме того, отец Серафим был наделен иконописным талантом и имел прекрасный певческий голос, отец Анатолий был замечательным певцом и незаурядным регентом, отец Феогност имел хорошие административные способности. В Свято-Троицком монастыре Глинские иноки сблизились с монахами Пахомием и Ираклием.

После событий, потрясших Верный — прихода в марте 1918 года к власти большевиков и расстрела епископа Пимена (Белоликова, память 3 сентября), монахи ушли в горы и в 8-ми верстах от города в горном урочище Медео, и создали и устроили скит на сопке Мохнатой. Иеромонах Серафим обустроил в нем церковь, вырытую в склоне горы. Позже этот скит был отдан ими монахиням, а братия решила искать более уединенного места. Такое место нашли они на горе Кызыл-Жар. Там ими были поставлены кельи и вырыты пещеры. Был и Престол.

Духовником скита был иеромонах Серафим (Богословский). Родился он в город Глухове в 70-е годы. Мирское имя его Александр. Отец его, Евфимий, был управляющим у помещика. Мать Мария была женщина кроткая и благочестивая, непрестанно посещавшая храм Божий. В семь было двое детей — Саша и его старшая сестра. Матери его было открыто Богом, что ее сын примет мученическую кончину. Когда он был еще мальчиком-гимназистом, она, как-то проснувшись утром, плакала и говорила: «Сын мой, я видела во сне, что ты будешь мучеником». Она непрестанно о нем плакала, а он очень любил и жалел ее.

Как-то он играл на баяне и пел церковные песнопения. Мать слушала. Вдруг он заметил, что она плачет и спросил: «Мама, что ты плачешь?» Она отвечала, что во время его пения она видела венец над его головой, и ангелов с ним, и опять повторила, что кончина его будет мученической. Эти слова матери глубоко запали в его душу. Александр же так рассуждал: «Если кончина моя будет мученической, что искать мне в миру!» И, достигнув юношеского возраста, удалился в Глинскую пустынь.

Проживая в Глинской пустыни отец Серафим имел своим духовником помощника братского духовника иеромонаха Домна (Аггеева), духовная связь с которым не прекращалась и после его кончины.

Однажды, после отречения Государя от Престола, послушница Феоктиста пошла к отцу Серафиму в ущелье. Поднялась в гору, еще дверь кельи не успела открыть, а батюшка встречает ее на пороге и говорит: «Знаю, зачем пришла. Мне Домн сказал: Серафиме, Серафиме, Царя убрали и скорыми, скорыми шагами все пойдет к погибели».

В 1921 году в Кызыл-Жарский скит приехали трое красноармейцев на лошадях с ружьями. Отец Серафим угостил их чаем и положил спать. Сам он не спал, читал правило. Под утро красноармейцы подошли к нему, наставили ружье в спину и выстрелили. Он успел крикнуть: «Анатолий!». Затем красноармейцы по дорожке пошли к отцу Феогносту, который по ночам обычно молился в пещере. Возможно, устав от ночной молитвы, он прилег в своей келии отдохнуть. Как лежал он, скрестив на груди руки, так и остался — они выстрелили ему в сердце.

На другой день приехала милиция. Место осмотрели и разрешили хоронить. Вырыли могилу, покрыли ее досками и без гробов, завернув монахов в мантию, похоронили. Позже иеромонах Анатолий отпел их на Мохнатой сопке.

Могила преподобномучеников Серафима и Феогноста в Аксайском ущелье всегда почиталась верующими. В 1991 году на ней был установлен поклонный крест и затем возведена часовенная сень. Известно немало случаев исцелений и чудес, происходящих на могиле преподобномучеников. В настоящее время на месте Кызыл-Жарского скита открылся мужской монастырь — Аксайская Серафиме-Феогностовская пустынь.

в 1993 году как местночтимые святые Алма-Атинской епархии. Причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Престольный праздник Серафимо-Феогностовской пустыни приходится на 11 августа. Ежегодно здесь собираются многочисленные паломники, и в этом году на празднование собралось более тысячи человек, многие приехали на автобусах из Алма-Аты, Астаны, других городов и сел Казахстана и Киргизии. Некоторые в эти дни живут в скиту или рядом с ним по несколько дней.


Возврат к списку