Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

16.12.2020
Объед­иненн­ый семин­ар профи­льных­ отдел­ов Тульс­кой епарх­ии в рамка­х XV Облас­тных Рожде­ствен­ских образ­овате­льных­ чтени­й «Алек­сандр­ Невск­ий: образ подви­га за веру и Отече­ство»
Объед­иненн­ый семин­ар профи­льных­ отдел­ов Тульс­кой епарх­ии в рамка­х XV Облас­тных Рожде­ствен­ских образ­овате­льных­ чтени­й «Алек­сандр­ Невск­ий: образ подви­га за веру и Отече­ство»
16 декабря в объед­иненн­ом семин­аре профи­льных­ отдел­ов Тульс­кой епарх­ии в рамка­х XV Облас­тных Рожде­ствен­ских образовате­льных­ чтени­й «Алек­сандр­ Невск­ий: образ подви­га за веру и Отече­ство», проходившем в культурно-просветительском центре Тульской епархии, по благословению отца наместника Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря г. Тулы, архимандрита Клавдиана, приняли участие: уставщик Щегловской обители Игумен Алексий, представитель Епархиального Паломнического центра экскурсовод Елена Ивановна Королева и представитель воскресной школы монастыря Роман Борисович Канищев. Фото.

Елена Ивановна, зам. декана факультет русской филологии и документоведения Тульского государственного педагогического университета, представила вниманию слушателей доклад, посвященный значимым событиям жизни Александра Невского, который сыграл важную роль в укреплении русской государственности. 
«Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим». (Иер.6:16) Именно по путям добрым шел великий князь Александр Невский. Он первый из русских князей получает имя Александр, что означает с греческого - защитник веры. На нем во многом отразились черты его предков. Он унаследовал от них серьёзность взгляда, сдержанность и умение переживать и таить в себе свои думы. Во всей своей деятельности он является преемником суздальских князей, ни в чём не ломает родовых традиций, лишь преображая их благоуханием своей святости. Сведения о детстве Св. Александра скудны, но летописные сведения, намечающие внешние вехи его жизни, рассказ жития и сведения о воспитании княжичей восстанавливают обстановку его детства. До трёх лет Св. Александр, как и все княжичи его времени, жил в тереме, при матери.

По достижении трёхлетнего возраста над Св. Александром был совершён обряд пострига. После молебна священник, а, может быть, и сам епископ, первый раз обстриг ему волосы, а отец, выведя из церкви, впервые посадил на коня. Молодые князья рано узнавали жизнь со всей её суровостью и грубостью. Шестилетних княжичей брали в поход, поэтому для них с молодых лет, наряду с играми, благостью церковной жизни и тишиной терема, были ведомы война, кровь и убийство. 

В то время в Новгороде главой был епископ, князь был вторым лицом и главная его функция - охрана города. Номинально с 14 лет Александр уже был князем Новгорода, но управление осуществлял его отец, сын же наблюдал за правлением. В 1240 году по Руси проходят татаро-монголы, а на северо-западе наступают шведы и германские рыцари, они желают пленить Русь и установить католическую веру. 

Святой Александр, ему не было тогда еще 20 лет, долго молился в храме Святой Софии, Премудрости Божией. Архиепископ Спиридон благословил святого князя и воинство его на брань. Выйдя из храма, святой Александр укрепил дружину исполненными веры словами: "Не в силе Бог, а в правде. Иные - с оружием, иные - на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем! Они поколебались и пали, мы же восстали и тверды были". С небольшой дружиной, уповая на Святую Троицу, князь поспешил на шведов.

Битва длилась долго, с утра до вечера: "И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым своим копьем". За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года, народ назвал святого Александра Невским.

Опасным врагом оставались немецкие рыцари. На льду Чудского озера 5 апреля 1242 года сошлись оба войска. По молитве святого князя, помощью Божией и ратным подвигом крестоносцы были полностью разгромлены. Была страшная сеча, такой треск раздавался от ломающихся копий и мечей, что, казалось, будто замерзшее озеро двинулось, и не было видно льда, ибо он покрылся кровью. Обращенных в бегство врагов гнали и секли воины Александровы, "словно неслись они по воздуху, и некуда было бежать врагу". Множество пленных вели потом вслед святому князю, и шли они посрамленные.

Теперь, настало время оградить Русь с Востока. В 1242 году святой Александр Невский со своим отцом, Ярославом, выехал в Орду. Митрополит Кирилл благословил их на новое многотрудное служение. Князь Ярослав был отравлен и скончался в мучениях. Завещанный отцом союз с Золотой Ордой - необходимый тогда для предотвращения нового разгрома Руси - продолжал крепить святой Александр Невский. Четыре раза за свое правление он был в орде. Святой князь использовал любую возможность для возвышения родной земли и облегчения ее крестного жребия великий заступник народа мудро направлял события в нужное русло.

Сегодня ведутся дискуссии вокруг личности Александра Невского, его иногда упрекают в том, что он «пошел на сотрудничество» с Ордой, не организовал против нее сопротивления. Действительно, он не поддерживал идею военного выступления против орды, понимая всю обреченность таких действий. Слишком мощными были тогда силы монголо-татар. Но сопротивление русского князя было более фундаментальным и исторически перспективным. Он стремился к сбережению своего народа, сохранению веры и духовной целостности, осуществлял подспудно целеустремленное государственное строительство, завершившееся в конце концов освобождением русских земель, ознаменованным «стоянием на Угре» в 1480 г. В сущности Александр Невский заложил основу той стратегии развития государственности, которая будет реализована в создании единого Московского государства, а его образ был и остается одним из важных факторов формирования российской идентичности.

Последняя поездка в Орду забрала все силы, жизнь князя была положена на служение Русской Церкви. На обратном пути из Орды святой Александр смертельно занемог. Не доезжая до Владимира, в Городце, в монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий. Когда положено было тело святого Александра в раку, эконом Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита. "И объял их ужас, и едва отступили от гробницы его. Кто не удивится тому, если был он мертв и тело было привезено издалека в зимнее время". Общецерковное прославление святого Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. Мощи святого князя покоятся в Санкт-Петербурге, в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры.



Возврат к списку