Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

09.08.2022
Престольный праздник в Богородичном Пантелеимоновом Щегловском мужском монастыре
Престольный праздник в Богородичном Пантелеимоновом Щегловском мужском монастыре
9 августа 2022 года, в день памяти великомученика и целителя Пантелеимона, небесного покровителя святой обители, в Богородичном Пантелеимоновом Щегловском мужском монастыре города Тулы состоялось торжественное богослужение. Рано утром, перед началом литургии, от храма в честь преподобного Никандра Псковского крестный ход последовал на святой источник великомученика и целителя Пантелеимона вблизи обители, где благочинным обители иеромонахом Лазарем был отслужен водосвятный молебен с чтением акафиста святому. Затем в соборном храме в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница», Божественную литургию возглавил митрополит Тульский и Ефремовский Алексий в сослужении игумена Агафангела, благочинного монастырей Тульской епархии, архимандрита Клавдиана, наместника монастыря и духовенства обители. По завершении литургии под торжественный звон колоколов был совершен традиционный крестный ход, после которого состоялось славление с чтением молитвы великомученику и целителю Пантелеимону, перед ковчегом с частицей его святых мощей. Фото. 

В завершении богослужения Высокопреосвященнейший Владыка митрополит Тульский и Ефремовский Алексий обратился к верующим с пастырским словом:

- В Благословенный, святый, нареченный день престольного торжества святой обители богоспасаемого града нашего Тулы, когда и на нашей священной Тульской земле, единомысленно, единонравно,  единочувственно, единодушно,  единодейственно  со всей православной христианской вселенной и, особенно, с избранным земным уделом Пресвятой Богородицы, Святой Афонская горою и с братиею  нашего русского Пантелеимонова монастыря. И  мы притекаем с особой любовью,  благоговением  к  образу святого великомученика и целителя Христова Пантелеимона,  хранящего в себе частицу его многострадального, богопрославленного и чудодействующецелительного  для ищущих в себе полноты раскрытия Даров благодати Святого Духа, святой помощи.  И благодарю всеблагое Божие смотрение,  по обыкновению нашему судившему и моей  мерности, вместе с вами в этот праздничный день, составлять этот духовный лик христовых учеников,  стремящихся к тому, чтобы привлечь, принять, уместить и удержать те благодатные, богооткровенные, духовные,  радостоносные  и жизнеутверждающие смыслы, которые несёт нам  собою Святая Соборная Христова Апостольская Церковь изо дня в день в своей жизни. Предлагая нашему вниманию убедительные примеры таких же, как и мы с вами, человеков, зачавшихся в беззакониях, родившийся во грехах, но не пожелавших,  услышавши благую весть о Христе Иисусе.  Как первоверховный Святой Апостол Павел,  сегодня нам с вами, через свое послание ученику своему Тимофею, напомнил  о том, что, приняв это известие, это живое свидетельство трепетного отклика человеческих сердец на то удивительное опознание,  которое произошло  в их жизни при встрече  с Иисусом из Назарета Галилейского,  открывшегося в опыте общения с Ним, как общение с Тем, Кто есть Альфа и Омега, начало и предельная цель всего,  Кем всё живёт и движется и существует,  способного изменить всё в нашей жизни, и  дать нам возможность в благодати этой, которая открывает нам в Нём двойное единосущие, по Божеству собезначальное Отцу и Святому Духу,  в нём природно, изначально присутствующее и не уничтожимое. А по человечеству Им созданному и нам каждому подаренному, единосущного с нами, и дающего возможность через это, опознавшего Его по закону межличностного общения,  который гласит :  "С кем поведёшься, того и наберёшься",  дать возможность привлечь, принять, вместить и удержать это откровение, как самую важную и нужную нам драгоценность в жизни. Непросто, как сам процесс биологического выживания,  что есть, что пить, во что одеться и по возможности на полвздоха подольше, по сравнению со своими сверстниками, здесь на земле задержаться.  Есть ли в этом какой смысл?  А если по закону межличностного общения,  найти  такую другую самосознающую личностную инаковость,  чтобы всем своим существом понявши, красоту величия и благодать этой личности, устремиться к тому, чтобы достигнуть единомыслия, единонравия, единочувствия, единодушия и единодействия с нею, и тогда, по этому закону получить соответствующий результат:  с преподобным будешь преподобен, с неповинным  - неповинен, с избанным  - избран, со строптивым развратишься (Пс. 17: 26-27), с бесом  - осатанеешь, с Богом - обожишься. До сегодняшнего дня вся история человеческой культуры и цивилизации показывает, как работает этот самый закон, и где ключ к его осуществлению, в нашем разумном предпочтительном выборе.

Святой великомученик Пантелеимон показал нам, каков был в его жизни этот выбор, когда он услышал о Христе и, затем, познав Его, верою движимый и любовью, явил себя в этом последовании совершенно христоподобным человеком. И даже великой привилегии христоподобия удостоился и с радостью воспринял страдания за Христа. И хотя Господь благодатию своею давал ему возможность и пострадать, и претерпевать эти мучения, однако и защищал его в этом так, что, хотя он их начинал физически испытывать, но истощение всех сил до животного страха доходящего, он не знал, и, более того, когда император приказал отсечь ему голову, потому что никак иначе не мог победить этой в нем христоподобной благодати, чудотворно действующей. Тогда, когда воины приступили исполнять это приказ императора, то меч, успев только приблизиться и коснуться шеи добропобедного мученика и исповедника, весь, как воск, растаял и согнулся, обвился вокруг шеи, но головы не снес. И голос тогда, те, кто осуществлял эту казнь, услышали с неба, призывающий его, как всемилостивого заступника пред престолом благодати для христиан, поразил их настолько, что они, павши, просили его: "Просвети и нас этой росою благодати подлинной жизни!". И, после этого, отказались осуществлять приказ, оставаясь ещё в своих должностях. И что же тогда великомученик? Он просит их: "То, что вам повелено от государя, исполните, потому что теперь и вы знаете, что знаю я». Живым и трепетным чувством сокровенного сердца, как называет его в нас, это наше "я", первоверховный апостол, внутренним человеком. Им я знаю, Кем я живу и двигаюсь и существую, в Ком я есть сейчас и от Кого ничто ни на земле, ни на небе не сможет меня отлучить от этой любви, во Христе Иисусе Господе нашем. Поэтому апостол Павел к Тимофею и пишет, что благодатью укрепляйся Христом Иисусом всегда, яко добрый воин Христов (2Тим.2:1). Это не обязательно претерпеть физические болезни и муки, это особая привилегия. А уж в чем обязательно для всех, кто в беззакониях зачат и во грехах рождён, и кто считает это, наследуемое в зачатии и в рождении естественным своим делом, умножать и умножать вредотворчество грехолюбия и через него смертотворчество, искать прежде всего не того, чтобы исполнить волю Божию, а того, как подчинить волю Божию ветру своей головы. Задержаться здесь, в этом чувственном удовольствии и наслаждении, тормозим тройку, на которой мы кучера: «Не спеши, нам не до Христа, успеть  и то и это и еще на черный день прихватить». А у боголюбивого человека нет понятия черного дня, ибо Царство Божие внутри прибывает (Лк. 17:21), не внешней реальности ищет, а знает его изнутри. Для меня, говорит апостол, жизнь - Христос, а биологическая смерть - вхождение в эту жизнь и приобретение её сполна. Здесь мы только отчасти, гадательно, как сквозь тусклое стекло (1 Кор. 13:12), смотрим, словно в знойный день на солнце через затемненные очки. Так познаёт Царство Божие и самого Бога, во Святей Троице славимого и поклоняемого, по закону межличностного общения. Этого себя, подаренного себе от своих родителей, в беззакониях зачатого и во грехах рождённого, б оится больше всего. И с этой устремленностью к сладострастию, сластолюбию, славолюбию, сребролюбию и всё, что из этого рождается: зависть, гнев, ненависть, злоба, зложелательство, досаждения, хуление, лукавство, обман и человекоубийство. С этим воевать беспрестанно, яко добрый воин Христов, воевать памятью о Воскресении Иисуса Христа, памятью любви. Любовь не ищет своего, поэтому не превозносится, не завидует, стремится никогда не разлучаться с любимым, иначе боль, скорбь, тьма, нет радости. Такая у неё память - память любви, самозабвенная, стремящаяся к единомыслию, единонравию, единодушию, единочувствую, единодействию со своим любимым, с Христом подвигоположенником. И тогда Он, по закону межличностного общения себя в нас и выявляет. Это тот дар, который даётся нам в жизни Церкви, и так убедительно свидетельствуется, показывается жизнью таких же как и мы с вами людей, в том числе святого великомученика и целителя Пантелеимона, поэтому, когда будем прикладываться к его образу и частице его мощей, будем просить, потому что нас прежде всего больше тревожит и донимают наши телесные недуги, так чтобы избавившись от них, ни в коем случае, не забыть единого на потребу, этого раскрытия себя в доброхотной, самозабвенной любви ко Христу,  тогда и откроется другая сторона этой медали, возможность общаться в Духе Святом во Христе с Отцом Небесным, читая молитву так, чтобы сердце таяло от каждого слова, произносимого, как тает на свече воск от лица огня.

 Причастников, в этот праздничный день, вседушевно поздравляю с принятием Святых Христовых Таин! Благодарю отца наместника, отца благочинного всех наших монастырей, всех постоянных прихожан, паломников и всю братию святой обители за то стремление, с которым вы проходите здесь, под покровом Пресвятой Богородицы и великомученика Пантелеимона, науку нашего отцепреданного православного христианского жительства. И всем вам желаю щедрого Божьего благословения и восходить от силы в силу и от славы в славу. Причастники, возблагодарим Господа за милость приобщения Его Пречистых Таин. Слава Тебе Боже! Слава Тебе Боже! Слава Тебе Боже!


Возврат к списку