Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

17.03.2021
Среда первой седмицы Великого поста. Великое повечерие. Третий день чтения Великого канона прп. Андрея Критского.
Среда первой седмицы Великого поста. Великое повечерие. Третий день чтения Великого канона прп. Андрея Критского.
17 марта 2021 г., в среду первой седмицы Великого поста, архимандрит Клавдиан, наместник Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря г. Тулы, совершил великое повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в храме в честь прп. Никандра Псковского в сослужении братии обители. Фото.

Христиане, уверовавшие в Господа недавно, придя на богослужение в Великий пост, с трудом выстаивают всю службу. Но интересно то, что в пятую седмицу, когда читается весь канон целиком, человек уже без особого труда стоит на богослужении. Он духовно дорастает до этого.
Появление канона никак изначально не соотносилось с Великим постом. В VII столетии он даже читался в другие дни. Собственно, и сама служба в те времена велась несколько иначе. Поэтому не воспрещается читать Великий канон в другое время, помимо поста. Поскольку желание раскаиваться и очищаться от греховных деяний, должно присутствовать в течение всей земной жизни.
Из-под пера святителя Андрея Критского, помимо канона, вышло ещё порядка семидесяти сочинений, посвященных главным праздникам Византии.
До XIV века в религиозной жизни Руси следовали положениям Студийского устава. Согласно ему Великий канон читался на пятой постной седмице. Чаще всего его полностью включали в воскресную службу, но иногда и разделяли на менее объёмные части. После принятия Иерусалимского устава священнослужители перешли на новую традицию читать канон в первые 4 дня поста.
Особенностью Великого канона, прежде всего, является его внушительный объём. Если обычные каноны включают не более 30 тропарей, то творение Андрея Критского насчитывает до 250. Но помимо этого, сочинение святителя отличается духовной глубиной и проникновенностью описываемых чувств. В его сюжетной линии читающий увидит всю историю человечества от Ветхого и до Нового Завета. Канон затрагивает обширную тематику: догматическую, нравственную, аскетическую. В тропарях показана вся омерзительность греха и красота добродетели. Через примеры в тексте человека побуждают искренне раскаяться, возвыситься духовно. Тема отношений Бога со своим творением тесно переплетена с темой личного покаяния. Автор намеревался с помощью своего произведения разбудить спящую душу грешника, вывести её из тьмы и обратить к Божественному свету.
Историки считают, что первоначальный вариант канона был написан Андреем Критским для самого себя, что связано с его личными переживаниями и раскаянием. Святой стал основоположником новой стихотворной формы — 9-частного канона.  Распевы придумал также сам епископ. Впоследствии другие христианские авторы добавили в него свои тропари.
Исследователи утверждают, что ирмосы были добавлены Иоанном Дамаскиным. А тропари о восхвалении самого Андрея Критского и Марии Египетской написали преподобные Феодор и Иосиф Студиты. Сейчас Великий канон признан литургическим образцом самого высокого уровня.


Возврат к списку