Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

18.01.2021
Всенощное бдение в канун праздника Крещения Господня
Всенощное бдение в канун праздника Крещения Господня
18 января 2021 года, в канун праздника Крещения Господня, архимандрит Клавдиан, наместник Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря г. Тулы, совершил Всенощное бдение в соборном храме в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница» в сослужении братии обители. Фото.

Вода, освященная в канун Крещения и в день самого праздника, называется Великой Агиасмой (Великая Святыня). Освященную воду Церковь употребляет для окропления домов, храмов, предметов, эту воду дают тем, кто не может быть допущен до причастия, во время болезни ее пьют и окропляются во исцеление, а также для других нужд. В день праздника Крещения Великая Агиасма употребляется для благословения домов, домашнего скота, различных предметов. Ее хранят в течение года с особым благоговением и используют в экстраординарных случаях, например, для восстановления святости оскверненных церковных зданий или сосудов.

В течение истории многие святые отцы отмечали чудесные качества святой воды. К примеру, святитель Иоанн Златоуст говорит о свойствах освященной воды не терять свежести в течение года: «природа воды не портится, но чрез целый год, даже часто чрез два и три года, вода, почерпнутая ныне, остается неповрежденною и свежей» (Беседа о крещении). Святой Епифаний Кипрский отмечает древнюю традицию черпать 6 Января воду из источника и сохранять ее на целый год для священного употребления.

Крещенскую воду с просфорой традиционно принимают утром натощак. Этот благочестивый обычай мирян восходит к средневековым литургическим традициям; исходя из свидетельств богослужебных книг Русской Церкви, вплоть до середины XVII в. был распространен чин причащения крещенской водой. Славянская традиция сближения вкушения крещенской воды с Причащением, в свою очередь, имеет свои корни в византийской покаянной практике. «Канонарь» Псевдо-Иоанна Постника (IX в.) предписывает вкушение крещенской воды в качестве духовного утешения для отлученных от Причастия.

Чин водоосвящения на праздник Богоявления появился на Востоке в V – VI вв., уподобляясь освящению воды при Таинстве Крещения. С течением времени образовалась традиция двукратного освящения на праздник Богоявления. В навечерие Крещения (18 января) освящение воды совершается в воспоминание Господа, освятившего естество воды, поэтому в древности в навечерие Господне совершалось крещение оглашенных. А в день Крещения (19 января) освящение воды совершается в воспоминание самого события Крещения Спасителя.

Откуда пришла традиция двукратного освящения не вполне ясно. Вероятно, такая практика связана с обычаем Иерусалимской Церкви VI в. дублировать водоосвящение на Иордане утром в день праздника (в дополнение к вечернему водоосвящению в храме). Кроме того, Константинопольская литургическая традиция, а конкретно Типик Великой Церкви, предполагала водоосвящение в двух разных храмовых местах. У маронитов, восточносирийских христиан, также отмечалась традиция двукратного водоосвящения - вечером накануне праздника в храме и утром на источниках. Обычай двукратного водоосвящения не вошел в уставы студийской традиции, и лишь при переходе Православных Церквей на неосавваитский устав этот обычай стал общепринятым.

В Русской Церкви водоосвящение в навечерие происходило в храме, а крещенское водоосвящение на открытом источнике. Обычно совершали молитвенное шествие к водоему и водоосвящение в крестообразной проруби («иордани»). Крещенское водоосвящение у водоема считалось одним из самых торжественных мероприятий литургического года. По обыкновению, крещенское водоосвящение в больших городах совершалось архиереем при участии местного духовенства.

Иерей Антоний Русакевич. 7 интересных фактов о крещенской воде.


Возврат к списку