Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

22.02.2020
Вселенская родительская (мясопустная) суббота
Вселенская родительская (мясопустная) суббота
22 февраля 2020 года, во Вселенскую родительскую (мясопустную) субботу, архимандрит Клавдиан, наместник Богородичного Щегловского мужского монастыря г. Тулы, совершил заупокойную Божественную литургию в храме в честь прп. Никандра Псковского в сослужении братии обители. Во время богослужения были вознесены сугубые молитвы об усопших. По окончании литургии была совершена панихида по всем усопшим православным христианам. Фото.


Сегодня день поминовения усопших – Вселенская Родительская суббота. Этот день предварят завтрашний день – воскресный. И воскресенье это именуется неделей Страшного Суда. Поэтому перед этим днем, когда будет Страшный Суд всему миру, Церковь молится об усопших, одновременно подготавливает к нему живых.

Евангелие, которое сегодня читалось, которое полагается читать по заупокойным субботам, каждый раз читается при отпевании. В нем особенно ясно засвидетельствовано, что ни одно слово Священного Писания, ни одно евангельское слово не написано просто так. За каждым из них стоит глубочайший смысл.

Господь говорит: Аминь аминь глаголю вам: яко грядет час, и ныне есть, егда мертвии услышат глас Сына Божия и услышавше оживут. А потом говорит: Грядет час, воньже вси сущии во гробех, услышат глас Сына Божия. Так вот, последнее слово относится к воскресению умерших, сущих во гробех. Первое же слово – к тем, кто жив, но мертв душою. Сказано: грядет час, и ныне есть – то есть, и в тот момент, когда произносилось это слово, оно было обращено к мертвым – мертвым душою.

Поэтому церковь все время и молитвы свои возносит и о живых, и о умерших. Об умерших, потому что они не могут уже сами себе помочь, о них приносятся только молитвы Церкви. А о живых – потому что они могут еще что-то сделать, могут исправить свою жизнь, и нам напоминается о том, что у них есть еще такая возможность. Но и всем, и им тоже предстоит этот неотвратимый смертный час, после которого ты уже ничего не сможешь сам для себя сделать.

мир весь увлечен тем, что человека отвращает думать об этом. Занимайся чем угодно, думай обо всем, только не о том, что тебе придется когда-нибудь держать ответ перед Богом. И час этот может наступить в любой момент. Как сеть, сказано, придет на лице земли и на весь мир, так и каждого человека постигает смертный час. Так Церковь и воспевает в чине отпевания: И внезапу найде на мя страшный час смертный.

Внезапно, то есть, человек, как бы он даже тяжело ни болел, все-таки почти всегда все равно еще стремится к жизни. И если даже он так тяжело болеет, что смерть кажется ему избавлением, то все равно, когда этот час приходит, он старается цепляться за эту земную жизнь. Это можно разговаривать вот так, пока идет жизнь, но когда на самом деле этот час подходит, тогда не до разговоров.

Те, кто когда-то бывали в сложных ситуациях, обычно военные, рассказывали: сидят, шутят, анекдоты рассказывают, даже про попов, про монахов, иронизируют – вдруг начинается бомбежка или же стрельба, и все эти шутники начинают креститься и трясутся: только Господи, спаси!

А когда этот час наступает мгновенно, то человек часто и не успевает этого сказать, только последний вопль – к Богу.

Есть такое повествование. Рассказывал человек, который был на связи с самолетами во время войны. А там у летчиков ларингофоны – такие микрофоны, которые всегда включены, и слышно все, что человек говорит. И вот когда летчик идет на таран и чувствует, что он гибнет, что уже не спастись, тогда все вспоминают Бога и обращаются к Нему. В этот момент человек уже не рассуждает.

Также и в книжечке «Невероятное для многих, но истинное происшествие» рассказывается о том, как душа одного человека после тяжелой болезни вышла из тела – он умер. И то, что называется агонией, метание это – это было стремление освободиться: как он потом написал, его как будто что-то давило, и он понял, что это значит: земля еси и в землю отыдеши. Тело начало стремиться к земле, но душа-то – не от земли, она – от Бога, и душа пыталась вырваться из этого гнета, который давил на нее, прижимая ее к земле. И это выглядело так, что человек метался: тело стремилось в одну, а душа – в другую сторону. Потом, наконец, душа вырвалась из оков тела, и он увидел себя вне тела своего.

И вот, когда его душа была несена двумя ангелами, в одном из них он узнал своего ангела-хранителя – он ощутил в нем родное, он почувствовал, что это тот, кто ему все время подсказывал, всю жизнь заботился о нем. И когда, по пути движения вверх этой души, он увидел какие-то безобразные существа, то рассуждений никаких не было, одна четкая мысль: бесы.

То есть, с момента смерти человека и в посмертном его состоянии всех этих земных житейских рассуждений и разглагольствований нет. Там ответ прямолинейный: это – то, а это – то. И так же, – а это уже засвидетельствовано многими случаями, – когда душа вдруг видит, что ей показывают ее жизнь и все, что она делала – там нет того рассуждения, которое у нас здесь есть: ну, это ничего, это неважно. Там ясно: тут ты кривил душой, тут ты лгал, тут совершал преступления – и нечего оправдываться, да и оправданий там нет. Там совесть обличает неумолимо, и говорит: это ты так делал, а это – так.

Это здесь мы еще пытаемся «запудрить» свою жизнь всякими рассуждениями, разглагольствованиями. А там – то, о чем в свое время сказал даже Лермонтов на смерть Пушкина в стихотворении «На смерть поэта». Он был человек, конечно, верующий и, естественно, как христианин, выразил все это так:

 

Но есть и Божий Суд, наперсники разврата,

Есть грозный Судия, он ждет,

Он не доступен звону злата,

И мысли и дела Он знает наперед.

Тогда напрасно вы прибегните к злословью,

Оно вам не поможет вновь…

То есть, там уже ничто не поможет, и этот час каждого из нас ожидает.

За время служения моего здесь – по милости Божией, в течение тридцати лет – много здесь стояло людей, которых уже нет. Все, кто сейчас присутствует – почти все новые, за редким исключением. И после нас здесь будут другие, а мы все пойдем на ответ к Богу, и у нас пока еще есть возможность исправить свою жизнь.

Нужна только внутренняя решимость – не грешить!

Читать далее

Протоиерей Валериан Кречетов, 17 февраля 2001 г.


Возврат к списку