Новости27.09.2018
Божественная Литургия в день празднования Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня
27 сентября архимандрит Клавдиан, наместник Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря г. Тулы совершил Божественную Литургию в сослужении братии обители в соборном храме в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница». Фото.
После Божественной Литургии было совершено молитвенное поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню. Затем архимандрит Клавдиан обратился к верующим, рассказав о истории установления и особом почитании этого великого праздника. Сегодня вся полнота Святой Православной Церкви отмечает великий праздник. В этот день особого почитания мы поминаем крестные страдания Господа нашего Иисуса Христа, памятуя, что Господь принес Великую жертву, жертву за весь мир, за род человеческий, за нас с вами, на Кресте. Крест - ангелам слава, а дьяволу язва, православные христиане чувствуют великое благоговение перед этой святыней.
История установления этого двунадесятого праздника связана с Императором Константином Великим, который по чувству благоговения ко Кресту Господню, с помощью которого он одержал многие победы, возымел желание отыскать Честное Древо Креста Господня и соорудить храм на Голгофе. Для исполнения этого желания благочестивая мать Константина - Елена - отправилась в 326 году в Иерусалим для отыскания Креста Господня. По древнеиудейскому обычаю, орудия казни обычно зарывались вблизи места совершения ее. По преданию, записанному у Григория Турского, место обретения Креста Господня под развалинами языческого капища указал один престарелый иудей по имени Иуда (впоследствии принявший христианство). Во время раскопок вблизи Лобного места нашли три креста, гвозди и ту дощечку с надписью, которая прибита была над главою распятого Христа. Узнать Крест Господень было трудно; нужно было высшее свидетельство о нем, и это свидетельство было явлено в чудодейственной силе Креста Господня (по свидетельству многих историков, прикосновением ко Кресту Господню исцелилась находившаяся при смерти женщина). В полноте благоговейной радости и духовного умиления Елена и все бывшие с нею воздали поклонение и целование Кресту. А так как, вследствие множества народа, не все могли поклониться Честному Древу Креста Господня и даже не все могли видеть его, патриарх Иерусалимский Макарий, став на высоком месте, поднимал («воздвизал») Святой Крест, показывая его народу. Народ поклонялся Кресту, восклицая: «Господи, помилуй!» Отсюда и получил свое начало и название праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста, который был уже установлен в год обретения Святого Древа. Так как Крест был обретен перед праздником Святой Пасхи, то первоначально Воздвижение Креста Господня праздновали на второй день Пасхи. С 335 года, когда совершено было освящение храма Воскресения Христова (13 сентября), праздник Воздвижения был перенесен на 14 сентября. В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено другое воспоминание - о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена. В 614 г. Хозрой, царь Персидский, во время войны с Византийским императором Фокою овладел Иерусалимом, разграбил его сокровища и в числе их увез из Иерусалима в Персию и Древо Животворящего Креста Господня, где оно пребывало 14 лет. В 628 году, после победы над персами и заключения мира, Святое Древо Креста Господня было возвращено императором Ираклием в Иерусалим. Император встретил Крест Господень в Иерусалиме и, по внушению патриарха Зосимы, в смиренной одежде и босой, внёс его в храм, откуда он и был ранее похищен персами. Это событие совершилось 14 сентября. Таким образом, в праздновании Воздвижения соединились два воспоминания: об обретении Креста Господня и возвращении его из плена. В завершении архимандрит Клавдиан пожелал всем верующим крепости здоровья, помощи и защиты Животворящего Креста Господня, милости Божьей на многая и благая лета.
|