Новости18.01.2017
Чин водоосвящения называется Великим по особенной торжественности обряда
По окончании Божественной литургии в Крещенский сочельник архимандрит Клавдиан, наместник Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря города Тулы, в сослужении братии совершил Великий чин освящения воды. Фото Чин водоосвящения называется Великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Архимандрит Клавдиан и братия вышли Царскими вратами «на источники» - на площадь перед собором, где установлены специальные чаны с водой. Архимандрит Клавдиан - в предшествии свещеносца и иеродиакона с кадилом и свечой - износит на главе с возду́хом Святой Крест и полагает его на украшенном аналое около воды. По окончании тропарей иеродиакон Евлогий возгласил: «Премудрость», были прочитаны паримии, Апостол и Евангелие, произнесена великая ектения с каждением и особыми прошениями, во время которой архимандрит Клавдиан тайно читал молитву: «Господи Иисусе Христе, Единородный Сыне...». В уставе Московских Патриархов, при указании чина водоосвящения, совершенного в на́вечерие Богоявления в 1668 году Патриархом Паисием, замечено: «а в освящении Патриарх погружал Крест, а погружал на восток, не обращая к себе». Так и отец Клавдиан погружал Крест в кандию и чаны, обращая Крест на восток. Крест погружали еще дважды: игумен Феогност (Авдеев), благочинный обители, и игумен Филарет (Смирнов). Великий чин освящения воды — это обряд особенной торжественности, он проникнут воспоминанием Евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. По благочестивой традиции в этот день в сочельник кропят Крещенской водой жилище с пением тропаря Богоявления. До V века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день - 6 января и назывался этот праздник Феофанией - Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и явлении Святой Троицы в водах Иорданских. После перенесения празднества Рождества Христова на 25 декабря было положено начало святкам, заканчивающимся навечерием, или сочельником праздника. Слово "навечерие" означает преддверие церковного торжества, а второе название - сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить постный пшеничный взвар с медом и изюмом - сочиво. Архимандрит Клавдиан поздравил всех с праздником и преподал благословение. Поздравляя прихожан, архимандрит Клавдиан напомнил о значении великой агиасмы – Крещенской воды. - Церковь уже двадцать веков совершает священнодействие освящения воды, веря, что Божественная благодать сходит на воду, и она так становится великой святыней, через которую мы имеем общение с Самим Богом, причащаясь ее, умываясь, окропляя свои жилища. Пусть сила Божия, явленная нам сегодня через великое Таинство освящения воды, не покидает как можно дольше нас, помогает нам в трудных обстоятельствах нашей жизни, укрепляет наш разум, нашу волю и просветляет наши чувства, дабы мы имели силы и возможность жить по закону Христову, устремляясь к жизни вечной. Аминь. С праздником всех вас! Праздничные богослужения Крещения Господня с освящением воды будут совершаться в течение двух дней, 18 и 19 января. Вода эта называется Агиасмой, или просто Крещенской водой. Под влиянием Иерусалимского устава, с XI – XII века водоосвящение происходит два раза — и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым Великим чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается. Нельзя забывать, что освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения. При благоговейном отношении святая вода не портится многие годы. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом. В Крещенский сочельник церковные правила предписывают наиболее строгое пощение (до трапезы после вечерни), напоминая древний обычай оглашенных, готовящихся к принятию Таинства Крещения. В Русской Церкви издавна существует благочестивый обычай поститься до позднего вечера – до появления первой звезды.
|