Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

18.12.2016
Воскресная служба совершена в соединении со службой прп. Саввы Освященного

Неделя 26-я по Пятидесятнице. Прп. Са́ввы Освяще́нного. Свт. Гу́рия, архиеп. Казанского. Воскресная служба совершена в соединении со службой прп. Саввы Освященного.

Божественную литургию совершил архимандрит Клавдиан, наместник Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря города Тулы. Отцу наместнику сослужили благочинный обители игумен Феогност (Авдеев), иеродиакон Евлогий (Харитонов).  Фото

Проповедь после Евангельского чтения сказал архимандрит Клавдиан, наместник Богородичной Щегловской обители. Он обратился к молящимся с назидательным словом о значении благодарной молитвы ко Господу, о том, что Господь всем желает спасения.

- Дорогие братья и сестры! Мы забываем постоянно молиться, живем, стараясь лишь своими силами справиться с суетой. А когда случается беда, мы вопрошаем: «Господи, за что?» Так мы же жили без Господа, что же спрашивать? Непрестанная молитва есть нерушимый союз нашей души с Богом, благодаря которому жизнь от Бога вливается в нашу жизнь, и мы радуем Его чистотой и святостью своей жизни.

Когда человек попадает в больницу, он видит, сколько здесь страждущих, которым жизнь напомнила о Боге. И они начинают молиться Ему, для них встреча со священником, как глоток чистого, свежего воздуха. Так лучше сейчас, пока мы живы и здоровы, молиться ко Господу, радуясь, что есть у нас силы делать дела, заботиться о своей семье, о близких. Надо благодарить Господа за это. Это делание заповедано Самим Господом через Апостола: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5: 18); «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» (Кол. 4: 2).

Что значит благодарение? Это – славословие Бога за бесчисленные Его благодеяния, излитые на все человечество и на каждого человека.

Мне рассказывал один человек, что он долго шел к Богу. И его жизнь была наполнена невзгодами и суетой. Но сейчас, в старости, он пришел ко Господу, принимает участие в Богослужениях, приходит в храм и так рад этому, что готов выйти в чистое поле и восклицать: «Слава Тебе, Господи!»

Воздавая Господу благодарение, христианин обретает бесценное сокровище – благодатную радость, которая наполняет его сердце и в свете которой совершенно иначе воспринимаются события жизни. Вместо уныния душу исполняет отрада, а вместо печали и огорчений – духовная радость и утешение.

Десятеро прокаженных, которых Господь послал показаться священнику, эти десятеро несчастных, уже сжившихся со своей страшной болезнью, видно, просто не заметили, что с ними произошло. Они, подобно нам, их нерадивым потомкам, были уверены, что исцеляет от проказы священник, потому что он – знает, как.

Так они и шли, эти десятеро, уже здоровые, уже очистившиеся, в Иерусалим, чтобы выполнить букву закона, позабыв о духе его, имя которому Любовь. И только один прибежал радостно к Иисусу, “громким голосом прославляя Бога” (Лк.17.15).

Таким благодарением вводится в душу чудное спокойствие; вводится радость, несмотря на то, что отовсюду окружают скорби, вводится живая вера, по причине которой человек попирает страх человеческий и бесовский, повергает себя всецело на волю Божию. Господь каждому человеку желает, чтобы он нашел Истину и шел путем спасения души.

Доброе дело – быть благодарным человеку: врачу, священнику, просто другу своему, который утешил, ободрил и поддержал в трудную минуту. Но, воздавая благодарность ближнему, не забудем и о Том, Кто этого ближнего нам послал. Не забудем возблагодарить Господа нашего не только жертвой на храм, не только свечкой, поставленной к иконе, но прежде всего “сердцем сокрушенным и смиренным” и радостной душою. Аминь.

* * *

Преподобный Савва Освященный родился в V веке, в Каппадокии в благочестивой христианской семье Иоанна и Софии. Его отец был военачальником. Уехав по делам службы в Александрию, он взял с собой жену, а пятилетнего сына оставил на попечение дяди. Когда мальчику шел восьмой год, он поступил в находившийся поблизости монастырь святой Флавианы. Одаренный ребенок скоро научился читать и хорошо изучил Священное Писание. Напрасно родители уговаривали святого Савву вернуться в мир и вступить в брак.

В 17 лет он принял монашеский постриг и так преуспел в посте и молитвах, что был удостоен дара чудотворений. Проведя десять лет в обители Флавианы, преподобный отправился в Иерусалим, а оттуда в обитель преподобного Евфимия Великого. Но преподобный Евфимий (память 20 января) направил святого Савву к авве Феоктисту, настоятелю близлежащего монастыря со строгим общежительным уставом. В той обители пробыл преподобный Савва послушником до 30-летнего возраста. После смерти старца Феоктиста, его преемник благословил преподобного Савву затвориться в пещере: лишь в субботу святой покидал затвор и приходил в обитель, участвовал в Богослужении и принимал пищу. Через некоторое время преподобному разрешили совсем не оставлять затвора, и святой Савва подвизался в пещере в течение 5 лет.

Преподобный Евфимий внимательно следил за жизнью юного инока и, видя, как он духовно возрос, стал брать его с собой в пустыню Рув (у Мертвого моря). Они выходили 14 января и пребывали в ней до Недели Ваий. Преподобный Евфимий называл святого Савву отроком-старцем и заботливо воспитывал его в высших иноческих добродетелях.

Когда преподобный Евфимий отошел ко Господу († 473), святой Савва ушел из Лавры и поселился в пещере близ обители прп. Герасима Иорданского († 475; память 4 марта). Через несколько лет к преподобному Савве стали собираться ученики - все, кто хотел иноческой жизни. Так возникла Великая Лавра. По указанию свыше (через огненный столп) иноки устроили в пещере церковь.

Преподобный Савва основал еще несколько обителей. Многие чудеса были явлены по молитвам преподобного Саввы: среди Лавры забил источник, во время засухи пролился обильный дождь, происходили исцеления больных и бесноватых. Преподобный Савва написал первый устав церковных служб, так называемый "Иерусалимский", принятый всеми Палестинскими монастырями. Святой мирно преставился к Богу в 532 году.

На иконе Богородицы Млекопитательница изображена Пресвятая Дева, кормящая грудью Богомладенца. По устному преданию этот образ редкой иконографии первоначально находился в лавре Саввы Освященного, расположенной в 18 верстах от Иерусалима. Святой основатель единственной на Востоке лавры при своей кончине предсказывал братии, что со временем посетит его лавру соимённый ему царственный паломник из Сербии, и что чудотворная икона Богородицы «Млекопитательница» будет дарована ему от лавры в благословение.

Предсказание святого Саввы, мирно скончавшегося в VI веке, исполнилось более чем через шесть веков. В XIII веке прибыл в Палестину святой Савва архиепископ Сербский – сын сербского государя. Памятуя о завещании святого Саввы Освященного, монахи лавры передали ему икону Богородицы «Млекопитательница».

Возвращаясь из Палестины в Сербию, святой Савва посетил на горе Афон основанный им Хилендарский монастырь. Этому монастырю он и передал в собственность икону Божией Матери «Млекопитательница». Вопреки всеобщей традиции Восточной Церкви, Савва поставил икону по правую сторону иконостаса в церкви при Карейской келлии (сербский скит), впоследствии названной Типикарницей, так как там хранился особый устав «Типик», святителя Саввы.

Замечательно, что икона Пресвятой Богородицы была поставлена святым Саввою в иконостасе не по левую сторону царских врат, как принято, а по правую, где обыкновенно ставится икона Спасителя. Образ же Господа Вседержителя он поместил по левую сторону, где обыкновенно должна стоять икона Божией Матери.

Икона Божией Матери «Млекопитательница» объясняет догмат о Боговоплощении, - взирая на эту икону христиане первых веков и далее во времени, начиная с пятого века, понимали, что Господь наш Иисус Христос имеет две природы: Божественную и человеческую.
По краям одежды Богоматери, изображенной на ней, начертаны греческие слова. Это тропарь. В славянском переводе он помещается на левой стороны одеяния Божией Матери: «Радуйся, Владычице, жизни нашей Питательнице, млеком своим Господа, яко Младенца, питавшая!». К иконе Божией Матери "Млекопитательница" обычно обращаются за помощью кормящие матери. Но эта икона – великая поддержка и для всех нас.

Икону Божией Матери «Млекопитательница» прославили не кормящие матери, а строгие афонские монахи. Богословие иконы глубоко: как Пресвятая Богородица вскармливает Богомладенца, так Она питает и наши души, так и Бог вскармливает нас чистым словесным молоком Слова Божьего, дабы мы, возрастая, переходили от молочной пищи к твердой пище Православия.

* * *

На русском языке издано: Монастырские уставы, преподанные Святым Саввой своему преемнику авве Мелетию / Пер. и примеч. А. Дмитриевского // Путешествие по Востоку и его научные результаты. Киев, 1890. С. 171-193.



Возврат к списку