Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

27.11.2016
Неделя 23-я по Пятидесятнице. Апостола Фили́ппа. Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост. Свт. Григо́рия Пала́мы, архиеп. Фессалони́тского. Прп. Фили́ппа Ира́пского
Неделя 23-я по Пятидесятнице. Апостола Фили́ппа. Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост. Свт. Григо́рия Пала́мы, архиеп. Фессалони́тского. Прп. Фили́ппа Ира́пского.
В Неделю 23-ю по Пятидесятнице, памяти святого апостола Филиппа, Архимандрит Клавдиан, наместник Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря города Тулы, совершил Божественную литургию в центральном соборе обители в честь иконы Божией матери «Млекопитательница».  Фото
Отцу наместнику сослужили: игумен Феогност (Авдеев) и иеродиакон Евлогий (Харитонов).
Проповедь по завершении литургии прочитал игумен Феогност (Авдеев), в которой рассказал о духовном значении произнесенного за богослужением отрывка из Святого Евангелия.
* * * *
27 ноября Церковь празднует память великого святого - архипастыря, подвижника и молитвенника - святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского (1296-1359). В чем особая заслуга святителя Григория? Ведь у него есть не только день памяти в церковном календаре, но ему посвящено даже одно из воскресений Великого поста. Причем, в первое воскресенье святой Четыредесятницы Церковь празднует Торжество Православия над всеми ересями, а в следующее вспоминает победу над одной из них, которая была продолжением прежде бывших лжеучений. Это заблуждение было крайне опасным. Оно заключало в себе мысль, что приближение к Богу по пути, которым шли святые Отцы, для человека невозможно. А как же тогда сонмы подвижников, которые достигли в своей жизни реальной святости? Победа над этим лжеучением была важна для Церкви, и ее, с Божией помощью, одержал святитель Григорий.
Полемика началась с вопроса о природе Фаворского света. Этот неизреченный свет явил Христос на горе Фавор во время Своего Преображения, обнажив перед учениками малую зарю Своего Божества, как воспевает Церковь. Если подчинить свое рассуждение учению Церкви, то Фаворский свет – это явление Божественной энергии. 
Но монах Варлаам Калабрийский и его единомышленники утверждали, что Фаворский свет тварен. На основании догмата о непостижимости существа Божия, монах Варлаам объявил еретическим заблуждением путь умного делания несмотря на то, что право шествующие этим путем достигали духовных высот. 
Путешествуя с Афона в Солунь, оттуда в Константинополь и затем снова в Солунь, Варлаам вступал в споры с монахами и пытался доказать тварность Фаворского света. При этом он открыто смеялся над рассказами иноков о способах молитвы и духовных озарениях. Таким образом, отвергая святоотеческий опыт, Варлаам принижал Всемогущество Бога и сомневался в возможности достижения человеком святости. Согласно его заблуждению, Бог представлялся Существом хоть и Святым, но неизмеримо далеким и не действующем в мире.
Но святости без любви не бывает, а Бог есть любовь! Бог вочеловечился и показал это в Своей земной жизни. Господь желает освятить и спасти всего человека. И сейчас Он действует в мире Своими Божественными энергиями. Это хорошо понимали те, кто стремился к святости. Всегда были и доныне есть святые, которые стяжали благодать Святого Духа, приблизились к Богу и озарились еще при жизни Фаворским светом. Путь к достижению святости порой занимал годы труда и борьбы со страстями, но, тем не менее, святые прошли этот путь, положив в основание исполнение Евангельских заповедей и опыт святых предшественников.
Лжеучитель, пытаясь оспорить опыт святых, вероятно, объяснял и оправдывал собственную несвятость и неуспешность в духовной жизни. Его заблуждение происходило от неверия и гордости, которые были прикрыты видом благочестия. Но этой ереси твердо противостал святитель Григорий Палама – великий молитвенник, который сам пребывал с Богом и знал святых подвижников. Он встретил в жизни опытных учителей и непрелестных духовных наставников, и, находясь в послушании у них, убедился на собственном опыте, что Христос открыл людям возможность достичь святости. 
В борьбе с заблуждением святителю помогали молитвы и советы подвижников-исихастов, взгляды которых он защищал, поскольку и сам был одним из делателей молитвы и любителей безмолвия, а также предстательство святых, среди которых – великомученик Димитрий Солунский. Мощи святого, находящиеся в Фессалониках, ясно свидетельствуют, что даже останки святых облагодатствованы и, силой Божией, от них происходят дивные чудеса. Воистину, по словам песнопения Постной Триоди, святые «во гробех бо лежат, и духи прогоняют, и упраздниша вражию власть». Это ли не является свидетельством о действии Божественной благодати в мире!
На Константинопольском Соборе 1341 года в храме Святой Софии произошел спор святителя Григория Паламы с Варлаамом о природе Фаворского света. 27 мая 1341 года Собор полностью согласился с доводами святителя Григория Паламы и принял его положения, изложенные в апологии о нетварных энергиях Божиих. Святитель Григорий утверждал, что Сам Бог являет Себя миру и человеку в Своих энергиях; эти энергии доступны восприятию человека, как Фаворский свет, но одновременно они не являются чувственными и сотворенными. 
Варлаам раскаялся в своих заблуждениях, но последующие события показали, что его раскаяние не было искренним. Учение Варлаама было осуждено как ересь, а сам он предан анафеме.
Но споры не были закончены. К числу приверженцев Варлаама принадлежали его ученик, болгарский монах Акиндин, а также и Патриарх Иоанн XIV. К взглядам Варлаама склонялся и император Андроник III Палеолог. Монах Акиндин выступил с рядом трактатов, в которых объявлял святителя Григория и афонских отцов виновниками церковных нестроений. Святитель ответил подробным опровержением. Он боролся против ереси, но жалел своих противников, порабощенных страстями, ибо, как он писал, «много есть царей для охваченного страстью к славе человеческой и ради нее завистливо возобновляющего спор. “Им же бо кто побежден бывает, сему и работен есть” (2 Петр. 2:19). А у тех, кто ныне противится очевидной истине… есть и некая особая царица, с которой и ради которой они все, обрадовавшись [представившейся возможности] непокорности, всеми силами избегают бесславия поражения, не понимая, что претерпевать поражение можно и со славой или, лучше сказать, хорошо и с пользой» [1]. Подразумевая под царями и царицей высоких покровителей еретиков, святитель также говорит и о многих страстях, которым подчиняется человек вместо того, чтобы смириться и покориться одной-единственной Божественной истине.
В 1344 году Патриарх Иоанн без вины отлучил святителя от Церкви и подверг темничному заключению, которое продлилось три года. В 1347 году, когда Иоанна XIV на патриаршем престоле сменил Патриарх Исидор, святитель Григорий Палама был освобожден и возведен в сан архиепископа Солунского. В 1351 году Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал православность его учения.
Но в Солуни святителя приняли далеко не сразу: лишь за три года до кончины он смог вступить на свою кафедру. Накануне его преставления ему явился в видении святитель Иоанн Златоуст. Со словами «В горняя! В горняя!» святитель Григорий Палама отошел ко Господу 14 ноября 1359 года. В 1368 году он был канонизован на Константинопольском Соборе при Патриархе Филофее, который написал житие и службу святителю. Канонизация святителя Григория произошла менее чем через десять лет после его блаженной кончины, что бывает довольно редко. Это свидетельствовало о великих заслугах святителя перед Церковью и о том, что его дело не умерло. Было и есть много продолжателей традиций исихазма. Вспомним только тот факт, что Патриарх Филофей поддерживал близкого ему по духу Игумена Земли Русской преподобного Сергия Радонежского и благословил ему ввести в Троицкой обители общежительный устав.
Нужно сказать несколько слов о святости применительно к нашей жизни. Когда, по воле Божией, нам предстоит какое-нибудь маленькое доброе дело или встречается обстоятельство, в котором необходимо проявить небольшое самоотречение, в чем-то себя утеснить, бывает, что нам приводят в пример святых. Но мы, оправдывая себя, говорим: «Ну, то были святые, а я грешный или грешная». Конечно же, мы не можем за короткий срок прийти в меру святых, это и небезопасно, как пишет преподобный Иоанн Лествичник и другие святые отцы. Но святость реальна и для нас. Господь призывает нас к святости, даруя возможность делать хоть небольшие шаги в духовной жизни. И благо нам, если мы этой возможностью не пренебрегаем.
Святость реальна для каждого человека, даже самого великого грешника и безбожника. Бывает, что призывающая Божественная благодать касается души человека в состоянии и обстоятельствах, менее всего к тому располагающих. И человек сокрушается сердцем, оставляет грех и коренным образом изменяет свою жизнь.
Человек, стремящийся к диалогу с кем-либо, должен заговорить первым. Но для того, чтобы услышать собеседника, необходимо замолчать и прислушаться. Так и желающий безмолвствовать с Богом, делает усилия, чтобы стяжать благоволение Божие: пребывает в послушании, борется со страстями, часто и горячо молится, старается всегда, во всех своих мыслях и поступках, предстоять Лицу Божию и ходить перед Богом, что также есть молитва. Таким образом он, по словам афонского подвижника архимандрита Эмилиана (Вафидиса), «убеждает Бога», хотя это сказано применительно к нам, а не к Богу, ибо Бог знает глубины нашего сердца и в убеждениях не нуждается. Однако мы сами нуждаемся в том, чтобы наше свободное произволение служить Богу окрепло.
Так может ли для нас воссиять Фаворский свет? Да, может, но стремиться нужно не к этому. Нужно стремиться жить по воле Божией и исполнять заповеди Того, Кто Один Силен спасать и возводить от силы в силу к Своему Горнему Царствию. И таким образом, человек может стяжать и Божию милость, и благодатную радость, в каких бы обстоятельствах он ни находился.
Когда Бог обращается к человеку, то делает это по-разному – через наших ближних, обстоятельства жизни, внутреннее чувство (хотя в последнем случае нужно быть крайне осторожным, как предупреждают святители Игнатий (Брянчанинов), Феофан Затворник и многие другие Отцы). Господь бесчисленными способами призывает к Себе человека. И благословен тот, кто пожелает принять Волю Божию, твердо встанет на путь послушания и подчинит свои планы, решения, рассуждения Богу и опыту Церкви. 
Догматические вопросы о Фаворском свете не должны быть отвлеченными и для нас. Если мы проводим духовную жизнь, то не можем считать их просто богословскими или учеными рассуждениями, не имеющими к нам отношения. Ибо свет, о котором нам возвещает Бог, и в котором нет никакой тьмы, просветит и нас, если мы будем пребывать в покаянии, послушании и смирении. Все наши беды происходят тогда, когда наше отношение к вере и священным идеалам становится формальным, и мы перестаем жить ими, стремиться к ним. Поэтому хотелось бы завершить рассуждения вдохновенными словами святителя Григория Паламы: «…Отвергнув земные и плотские заботы, станем на Святой земле: каждый создав свою личную Святую землю, достигнув сего путем добродетели и тяготения к Богу, чтобы нам возыметь дерзновение, когда Бог придет во свете и, притекши к Нему, воссиять и вечно пребывать с Ним, озаренными во славу Трисолнечного и единственнейшего Сияния ныне и присно и во веки веков»

Возврат к списку