Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

25.02.2013
В день празднования Иверской иконе Божией Матери

25 февраля 2013 года, в праздник Иверской иконы Божией Матери и день памяти святителя Алексия, митрополита Московского, всея России чудотворца, архимандрит Клавдиан, наместник Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря г. Тулы, совершил Божественную литургию в храме прп. Никандра Псковского.

Фотоальбом о праздновании Иверской иконы в Щегловском монастыре, а также истории написания Иверской иконы для Богородичного Щегловского монастыря, о паломничествах в Грузию - здесь 

Отец наместник обратился к присутствующим с проповедью, в которой рассказал о чудотворном Иверском образе Божией Матери. И о знаменательном событии в жизни Щегловской обители, когда Иверская икона, ныне пребывающая в монастырском соборе в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница», была написана именно в Иверии и привезена в Тулу.

Православная община грузинского города Зугдиди, в которой есть духовные чада наместника Щегловского монастыря архимандрита Клавдиана, сделала заказ написать икону известному грузинскому иконописцу Серафиму и взяла для этого благословение самого Илии II, Католикоса-Патриарха всея Грузии. Иверская икона, написанная в Грузии, сейчас пребывает в центральном монастырском соборе Щегловской обители, в верхнем храме.

А для Святых врат написана вторая Иверская икона и установлена на колокольне – именно там, где она и пребывала со дня учреждения Щегловского монастыря. Вот как об этом говорится в истории обители: «Главный вход в монастырь образуют святые врата, устроенные под аркой нижнего яруса колокольни, возвышающейся посреди западной стены монастырской ограды, в виде особой башни, непосредственно выходящей из стены, как ее составная часть. Святые врата представляют собой железную, кованую двустворчатую решетку с внутренним запором на створах. Над вратами, с западной стороны, в особой раме, в виде выступа на стене помещалась Иверская икона». Помещается Иверская икона там и в настоящее время. Стало традицией в дни празднования Иверской иконе проходить крестным ходом из храма к колокольне, здесь совершать молебен, опускать икону вниз, устанавливаться на подставку, поклоняться и прикладываться к святому образу. Во время величания звучит тропарь : «От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно, с верою и любовию приходящим к ней. Тако и мою немощь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая».

Из Грузии же привезли в Богородичный Щегловский монастырь еще одну Иверскую икону, украшенную чеканкой. Есть еще один Иверский образ – он помещен в местном ряду иконостаса верхнего храма монастырского собора.

Группа тульских паломников во главе с архимандритом Клавдианом, председателем Тульского епархиального паломнического центра, не раз совершала паломничество в монастыри и храмы Грузии для поклонения святыням.

На Афоне Иверская икона почитается как хранительница Иверского монастыря и поставлена над его вратами, откуда и другое ее название - Вратарница. С этим святым образом связаны эсхатологические пророчества, а именно: Недремлющая Богородительница даст человечеству знамение, что во врата мира вошел Антихрист.
Посетивший Афон в середине прошлого века русский инок Парфений рассказывает: однажды жизнь на Св. Горе стала столь трудной, что иноки в отчаянии разбрелись по разным местам. И было им откровение от Матери Божией: «Вот даю вам извещение, что пока Моя икона будет находиться на Св. Горе во Иверском монастыре, то ничего не бойтесь, а живите в своих келиях. А когда изыду из Иверского монастыря, тогда каждый да берет свою суму и грядет, куда знает».

* * *

Первое известие об Иверской иконе относится к IX веку — временам иконоборчества, когда в домах и храмах уничтожали и предавали поруганию святые иконы.

В царствование императора-иконоборца Феофила (829-842) неподалеку от города Никеи жила благочестивая вдова с сыном. У нее в доме была потаенная комната, в которой хранилась древняя икона Божией Матери. Ночами вдова молилась перед этим образом, бывшим для неё самым драгоценным сокровищем. Кто-то донес на нее и однажды ночью в дом ворвались воины, один из них ударил икону мечем, желая изрубить ее на куски. Удар пришелся на изображение правой ланиты Богородицы, и из раны выступила кровь. Палачи испугались. Вдова на коленях стала умолять воинов пощадить икону и подождать до рассвета, пока она сможет собрать деньги на выкуп. Воины согласились, не тронули икону, будучи смущенными выступившей на ней кровью.

Однажды насельники Иверского монастыря увидели на море огненный столп высотой до неба — он поднимался над образом Богоматери, стоящим на воде. Иноки хотели взять икону, но чем ближе подплывала лодка, тем дальше в море уходил образ. Братия стали на молитву и усердно просили Господа даровать икону обители.

В XVII веке об Иверской иконе узнали на Руси. Воцарение на Руси династии Романовых памятно многими знамениями благодати Божией, в том числе принесением в Москву списка с чудотворной Портаитиссы. Наслушавшись от иноземных монархов о чудесах, являемых Преблагословенной через Свою Иверскую икону, царь Алексей Михайлович тоже пожелал иметь в Москве свою Вратарницу, дабы и русская держава была надежно охранена. Иверскому (на Афоне) архимандриту Пахомию была заказана копия с чудотворного образа.
Богатая духовным сокровищем обитель охотно поделилась с единоверной Россией.

В воспоминание места, избранного Самой Богоматерью Афонской обители, русская Портаитисса оградила Своим заступничеством главные ворота первопрестольной столицы.

Тропарь, глас 1

От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно, с верою и любовию приходящим к ней. Тако и мою немощь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая.

Молитва

О Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему. Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам, немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину и на Страшном Суде Сына Твоего явися нам, милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.

Молитва, чтомая в часовне Иверской иконы Божией Матери,
пред Ее образом на молебне

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Приими недостойную молитву нашу, и сохрани нас от навета злых человек и от внезапныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние. На моление наше умилосердися и радость вместо печали даруй. И избави нас, Госпоже, от всякия беды и напасти, скорби и болезни, и от всякаго зла. И сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стати во Втором Пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники быти Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки веков. Аминь.


Возврат к списку