Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

15.02.2013
15 февраля, в праздник Сретения Господня в Богородичном Пантелеимоновом Щегловском мужском монастыре г. Тулы

Cостоялась праздничная Божественная литургия, которую возглавил архимандрит Клавдиан, наместник обители. Ему сослужили игумен Феогност, игумен Филарет, иеромонах Лазарь, иеродиакон Евлогий, иеродиакон Амвросий.

По окончании богослужения архимандрит Клавдиан обратился к братии, прихожанам и паломникам обители с приветственным словом, в котором поздравил всех присутствующих с праздником Сретения Господня, призвал всех к усердному и благоговейному посещению храма Божия, приведя в пример чествуемых ныне праведного Симеона и пророчицу Анну, удостоившихся встретить в Иерусалимском храме Спасителя Христа.

Фотоальбом о праздничной Божественной литургии - здесь

В проповеди, посвященной Сретению, отец наместник рассказал о значении празднуемого события евангельской истории. На 40-й день по Рождестве Христовом, когда пришло предписанное законом время, Пресвятая Дева Мария и праведный Иосиф принесли Младенца Иисуса в Иерусалимский храм, "чтобы представить пред Господа" и совершить положенные обряды.

По законному требованию все дети-первенцы мужского пола, в сороковой день после рождения, представлялись в храме и посвящались Богу. При этом родители приносили за первенцев узаконенную пророком Моисеем жертву очищения. Сопровождающий Богоматерь Иосиф Обручник так же, как и обычные родители, принёс за Него в храм установленную денежную плату и в жертву очищения - двух голубиных птенцов.

В это же время в Иерусалиме жил «человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева, и Дух Святой был на нём. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк. 2, 25-26).

Симеон - учёный человек, в числе 70-ти переводчиков в III веке до Рождества Христова при египетском царе Птоломее переводил Священное Писание Ветхого Завета. В книге пророка Исаии, при переводе фразы «Се Дева во чреве примет и родит Сына...», он хотел исправить слово «Дева» на «молодая женщина», потому что не поверил, «как может Дева родить». Ангел Божий предстал пред ним и запретил исправлять, предсказав, что он сам станет свидетелем этого чуда.

И вот этот день наступил. Когда Иосиф и Мария принесли в храм Младенца Христа, Симеон, по вдохновению Святого Духа пришёл в храм. В это же время в храме служила пророчица Анна. Никто из обычных посетителей храма не увидел в принесённом Младенце Спасителя мира, однако «род человеческий, - говорит архиепископ Херсонский Иннокентий, - успел выслать на сретение Его двух ангелов во плоти: Симеона и Анну, престарелых летами, но юных духом».

Пророческий взор Симеона остановился на Деве Марии, державшей на руках Божественного Младенца. Старец увидел в Нём «Утешение Израилево», обетованного Мессию и в священном трепете и восторге воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, так как видели очи мои спасение Твое, свет во откровение народам и славу людей твоих».

«Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нём», - замечает евангелист и продолжает: «И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: вот лежит на падение и на восстание многих в Израиле...» (Лк. 2, 33-35). В этих словах Симеон, названный позже Богоприимцем, провидит то время, когда покоящийся на его руках Младенец Иисус выйдет на проповедь и как различно воспримут Его люди.

Встреча праведного Симеона с Богомладенцем Христом — это образ встречи Ветхого и Нового Заветов, ветхозаветной праведности и преображающей благодати вочеловечившегося Бога-Слова. Сретение свидетельствует об исполнении ожиданий не только одного старца Симеона, но и всех верующих людей. Встреча с Богом дает каждому человеку надежду на благодатное изменение своей «удобопреклонной» ко греху «ветхой» природы, отметил отец наместник.

Архимандрит Клавдиан напомнил, насколько важным является этот день для всех нас. Ведь в лице благочестивой Анны и праведного Симеона все человечество встретило воплотившегося Бога. Господь на протяжении многих лет хранил жизнь этим людям для того, чтобы они своими глазами увидели Христа и могли свидетельствовать о Нем. Однако эта встреча была одновременно и прощальной. Христу надлежало пострадать за весь человеческий род. На Кресте Он усыновил всех людей Своей Пречистой Матери.

В принесении Божественного Младенца в храм мы должны видеть также Его страдания и смерть, поэтому мы испытываем в этот день такие смешанные чувства. На пороге Великого поста это воспоминание помогает нам нравственно собраться и достойно подготовиться к самому радостному дню – Светлому Христову Воскресению.

По окончании богослужения отец наместник поблагодарил всех за совместную молитву и преподал верующим благословение.

15 февраля на Божественной Литургии после причастия по традиции в нашей обители был совершен чин освящения сретенских свечей, которые могли взять богомольцы по окончании Богослужения.

Обычай освящать свечи на Сретение Господне существует с древних времен, пришел в Православную Церковь в XVII веке.

Великий двунадесятый праздник Сретения Господня был установлен в Византии в царствование благоверного царя Юстиниана I в 542 году после того, как в октябре 541 года, Константинополь и его окрестности поразила эпидемия моровой язвы, принявшая угрожающие размеры. Затем произошло грозное и опустошительное землетрясение в Антиохии, от которого город был сильно разрушен и погибло много людей. В праздник Сретения Господня в Константинополе было совершено торжественное бдение, сопровождавшееся усердной молитвой об избавлении от постигших бедствий, после чего моровая язва прекратилась.

Тогда же в Риме возник обычай совершать массовые шествия со светильниками (свечами). Происхождения этих процессий, по-видимому, связаны со словами, произнесенными святым праведным Симеоном Богоприимцем: «Яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком» (Лк. 2: 30–31).

В православном требнике священнослужителя есть специальный «Чин благословения свеч на Сретение Господне». В третьей молитве этого Чина священник обращается к Богу: «Господи Иисусе Христе, Свете истинный, просвещаяй всякаго человека грядущаго в мiр: излей благословенiе Твое на свещы сiя, и освяти я светом благодати Твоея: изволи же милостиве, да яко сiя светила огнем видимым возжженна нощныя тьмы прогоняют, тако сердца наша, невидимым огнем, си есть, светлостiю Святаго Духа просвещенна, слепоты всяческих избежат…».

Обычная церковная свеча от «сретенской» отличается только чином освящения, ведь простые церковные свечи, которые продаются в лавках, тоже освященные. Для лучшего понимания можно провести аналогию с освящением воды.

Есть такое понятие, как освящение воды Великим чином, и делается это только единственный раз в году – на праздник Крещения Господня, и вода эта называется Великой агиасмой, т.е. «великой святыней», и имеет особую силу.

Также и со «сретенскими свечами» – их освящают только раз в год особым чином. Сретенские свечи хранятся бережно весь год, православные христиане возжигают их во время домашней молитвы. Можно их возжигать и в особых случаях – например, во время молитвы за больных, в моменты душевных тревог и волнений. Также есть обычай возжигать эти свечи Великим постом за богослужением: на каноне Андрея Критского, страстных Евангелиях и т. д.

Церковь предостерегает своих прихожан придавать освященным свечам какое-либо магическое или чудодейственное значение: «Сретенская свеча напоминает нам о зажженном в каждом из нас огоньке Благодати Божией, который надо сохранить в себе на всем нашем земном пути. По мере того, как мы сберегаем и защищаем эту искорку веры в наших сердцах, мы противостоим силам зла, которые постоянно нас окружают и пытаются удалить нас от еще одного Светоча - света Вечной жизни, осеняющего этот путь».


Возврат к списку