Новости05.01.2013
В пятницу 4 января память святой мученицы Анастасии Узорешительницы. Царские часы
На утреннее богослужение перенесено чтение Царских Часов с Рождественского сочельника, которой в этом году выпадает на воскресенье. Обычай чтения Царских Часов принят в Православной Церкви издревле. Трижды в год установлены особенные чинопоследования часов, которые в богослужебных книгах называются великими, а в народе - царскими. Народное название произошло от древней традиции Византии: на этих часах в кафедральном соборе был обязан присутствовать сам император, для того оставлявший все государственные дела. Россия восприняла традиции церковных служб от Византии, и наши благоверные государи неукоснительно следовали этому правилу.
Царские часы совершены благочинным обители игуменом Феогностом - при открытых Царских вратах, среди храма, перед Евангелием, положенным на аналое, как бы в значение того, что ныне Спаситель уже не таится, как некогда, во мраке вертепа, но сияет всем языкам.
Перед чтением Евангелия на каждом часе - каждение. Этим воскурением фимиама вспоминаются ливан и смирна, принесенные с Востока волхвами новорожденному Царю Иудейскому. Каждение перед святыми иконами выражает наше благоговение к святым, изображенным на иконах, а каждение, обращенное к верующим, выражает желание, чтобы они исполнились Духа Святого и благоухали пред Господом своими добрыми делами, подобно фимиаму. Дым кадильный, обнимающий собою молящихся, символизирует благодать Божию, которая нас окружает. На часах 1, 3, 6 и 9 Святая Церковь воспоминает пророчества и события, относящиеся до Рождества Спасителя по плоти, — новорожденного Царя Иудейского, потомка Давидова. С чтением пророчеств святая Церковь соединяет на часах глаголы апостола Павла и евангелистов, свидетельствуя ими об исполнении пророчеств. Литургии в это день не положено. Царские часы совершаются накануне праздников Рождества и Крещения, в сочельники (6 и 18 января), и посвящаются этим священным событиям, а также в Великую Пятницу - ради Страстей Господних. Помимо псалмов, на каждом часе (а совершаются они подряд, с первого по девятый) читается паремия - отрывок из Ветхого Завета, содержащий пророчество о воспоминаемом дне, текст из Апостола и Евангелия. Кроме того, поются особые тропари.
Нет сейчас в России благоверных государей, но царские часы не престают быть таковыми. Ведь в храмах Своей благодатью присутствует Царь Небесный. Не забудем же о великих часах, ибо именно с них начинается празднование Рождества и Крещения, и ими предваряется Пасха. |