Новости26.02.2017
Вечером 26 февраля 2017 года, в Неделю сыропустную — воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье)
Вечером 26 февраля 2017 года, в Неделю сыропустную — воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), архимандрит Клавдиан совершил вечерню с Чином прощения в центральном монастырском соборе в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница». Отцу наместнику сослужила братия Щегловской обители. Фото После пения великого прокимна и закрытия Царских врат отец наместник и братия переоблачились в великопостные черные ризы. Игумен Михаил (Тополев) объяснил молящимся значение покаяния и прощения: - Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному в пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибали в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды — как перед смертью. И конечно сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого поста может оказаться последней. Для того и существовал Чин прощения, чтобы быть примиренным и прощенным всеми и, благодаря этому, с Богом. С течением времени эта традиция перешла в Богослужение всей Православной Церкви. Игумен Михаил (Тополев) прочитал молитву на начало поста Святыя Четыредесятницы. После отпуста вечерни архимандрит Клавдиан, наместник Богородичного Пантелеимонова Щегловского монастыря города Тулы, первым коленопреклоненно испросил прощение у братии и православной паствы. И обратился к верующим с поучительным словом о прощении обид. Отец наместник отметил, насколько важно испросить друг у друга прощения, вступая на путь Великого поста. Сказал, что время Великого поста предназначено для покаяния и внутреннего духовного делания - Надеясь на изреченное милосердие Божие, мы собираемся с вами терпеливо и смиренно идти дорогой Великого поста, - сказал архимандрит Клавдиан. - Той дорогой, которой шли наши блаженно почившие благочестивые предки, которые так же, как и мы собирались в храмах, для того, чтобы испросить прощения Божия. Но, готовясь к тому, чтобы просить Бога, мы должны вспоминать, что же Господь ставит условием прощения грехов человеческих. Этим условием является прощение нами согрешений наших близких. Как мы произносим в молитве Господней: « Прости нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим…». Без одного не бывает другого. Если мы не готовы прощать людям, которые здесь рядом с нами, то и Господь не простит нам. Под пение покаянных стихир и тропарей, отец наместник и братия просили прощения друг у друга. Во время Чина прощения монастырский хор исполнял песнопения подготовительных недель и Великого поста. Затем архимандрит Клавдиан преподал крест для целования прихожанам и паломникам, которые подходили к нему, чтобы получить благословение на прохождение Великого поста. «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», — поет хор, а в это время прихожане подходили сначала к отцу наместнику, затем к игумену Михаилу, который держал в руках Евангелие, и, наконец, просили прощения друг у друга. Слышались привычные слова: — Прости меня! — Бог простит, и ты меня прости. Все в этот вечер просили друг у друга прощения. В конце службы монастырский хор, испросив прощения у отца наместника, братии, прихожан и друг у друга, традиционно исполнили стихиры Святой Пасхи.
* * * * * Прощеное воскресенье — последнее воскресенье перед Великим постом. В этот день верующие во время Литургии слушали Евангельское чтение, где говорится о прощении грехов, о посте и о собирании небесных сокровищ (Мф 6:14-19). По окончании вечернего богослужения православные христиане просили друг у друга прощения, чтобы приступить к посту с «доброй душой», сосредоточиться на духовной жизни, с чистым сердцем встретить Пасху — Воскресение Христово. В этот день последний раз вкушается скоромная пища. На Руси в канун Великого поста наши благочестивые предки испокон веков исполняли обряд высочайшего смирения. Старший и властный просил прощения у последнего и ничтожного. И государи просили прощения у свои подданных. С этой целью они объезжали войска, просили прощения у солдат, посещали монастыри, где просили прощения у братии, приезжали к архиереям, чтобы и у них попросить прощения. |