Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

28.08.2016
В Неделю 10-ю по Пятидесятнице, день празднования Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

28 августа, в Неделю 10-ю по Пятидесятнице, день празднования Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, архимандрит Клавдиан, наместник Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря города Тулы, совершил Божественную литургию в главном соборе обители. Отцу наместнику сослужили иеромонах Лазарь (Поляков) и иеродиакон Евлогий (Харитонов). Фото

Успение Пресвятой Богородицы – двунадесятый праздник Православной Церкви, посвященный праведной кончине Божией Матери. Согласно преданию, в этот день апостолы чудесным образом собрались из мест, где они проповедовали, чтобы проститься с Пресвятой Богородицей и совершить погребение Ее пречистого тела. Богородица была взята на Небо и душою, и телом.

В завершение Богослужения архимандрит Клавдиан обратился с поучительным словом ко всем верующим, рассказав о значении Успения Божией Матери для каждого православного.

- В этот день мы вновь и вновь вспоминаем о том подвиге жизни, который Пресвятая Богородица неустанно, со смирением, с терпеливым перенесением скорбей совершала в течение своей жизни и, наконец, преставилась ко Господу, к Своему Божественному Сыну. Обычно день кончины не празднуется людьми как праздник, он является печальным днем. Но Успение Пресвятой Богородицы мы совершаем как праздник, более того, праздник — великий.

Отец наместник в проповеди назвал вселение Божией Матери в небесные обители благодатным плодом Церкви. «Восшествие Богоматери в Небесные селения является своего рода благодатным плодом, который взрастила Церковь для Бога. Богоматерь взошла в Небесную житницу, где уготовано место всем потрудившимся во спасение своей души».

Проповедник напомнил тропарь праздника который начинается словами «В молитвах неусыпающую Богородицу…», отметив, что Пресвятая Дева непрестанно ходатайствует перед Богом о всех людях.

- Мы празднуем, что к Богу восходит Пресвятая Ходатаица, которая как Мать духовная каждого христианина, будет молиться за нас с вами. Мы благодарны Богу, который дал взрасти такому дивному цветку чистоты девства и преславного удивительного материнства – Пресвятую Деву Богородицу. Мы чествуем Ее, вошедшую в Небесные селения, мы просим, чтобы Ее предстательством молитвы каждого из нас были бы услышаны!

В своей проповеди архимандрит Клавдиан рассказал о роли Церкви в жизни всех людей, о необходимости воспитания и воцерковления детей, потому что без Церкви нет спасения души. Отец наместник поздравил всех с праздником Успения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, отметил, что с помощью Божией и по молитвам Пресвятой Богородицы вот уже 25 лет, как возобновлена молитвенная жизнь в нашем Богородичном Щегловском монастыре, и пожелал всем присутствующим заступничества Царицы Небесной.

После целования креста участники богослужения снова приложились к Плащанице с изображением Успения Пресвятой Богородицы.

29 августа 2016 года, в понедельник седмицы 11-й по Пятидесятнице, день перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа нашего Иисуса Христа (944), архимандрит Клавдиан с братией совершит чин погребения Божией Матери в соборе обители. Начало богослужения в 17.00.

* * *

Праздник Успения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии значится одним из двенадцати (двунадесятых) главных праздников Православной церкви. Он предваряется строгим Успенским постом и празднуется Православной Церковью 28 августа.

По просьбе Спасителя, обращенной Им с Креста к Своему апостолу, после завершения земной жизни Христа Иоанн Богослов «взял Ее к себе», то есть на свое попечение. Богородица постоянно находилась с апостолами, и в день Пятидесятницы, как и на учеников Христа, на Нее сошел Святой Дух.

Из церковного предания известно, что после Распятия Спасителя Богородица жила в Иерусалиме – в доме родителей Иоанна Богослова. Она ежедневно ходила на Голгофу и к Гробу Господню, где неустанно молилась. В период очередных гонений на христиан Дева Мария вместе с Иоанном Богословом уехала в Эфес (на территории современной Турции), где и прожила несколько лет. Потом снова вернулась в Иерусалим. Она, как и апостолы, неустанно проповедовала Евангелие, исцеляла людей, заботилась о новообращенных христианах.

По преданию, однажды, во время молитвы у Гроба Господня, Богородице явился Архангел Гавриил. Он сказал: «Сын Твой и Бог наш с архангелами и ангелами, херувимами и серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных приимет Тебя, Матерь Свою, в Небесное Царство, чтобы Ты жила и царствовала с Ним бесконечное время».

О полученном от Ангела известии Дева Мария сообщила Иосифу Аримафейскому – он был одним из учеников Иисуса, но в число апостолов не входил. По его просьбе и по молитве Богородицы в течение нескольких дней в Иерусалиме собралось большинство апостолов, чтобы проститься с Ней.

Пресвятая Дева ожидала завершения земных дней спокойно и с радостью – ведь Она знала, что вскоре встретит Своего Сына и Бога. Вот как описывает последние минуты Богородицы святитель Дмитрий Ростовский: «Внезапно в горнице заблистал несказанный свет Божественной славы, помрачивший светильники. Те, которым открыто было это видение, пришли в ужас. Они видели, что кровля горницы открыта и слава Господня нисходит с небес, – Сам Царь славы, Христос, со тьмами ангелов и архангелов, со всеми небесными силами, со святыми праотцами и пророками, некогда предвозвещавшими о Пресвятой Деве, и со всеми праведными душами приближался к Пречистой Своей Матери».

Большинство исследователей сходятся во мнении, что Дева Мария прожила на земле 72 года и скончалась примерно в 57-м году по Рождестве Христовом.

Апостолы похоронили Богородицу в гробнице Ее родителей, праведных Иоакима и Анны, в которой покоился и прах Ее мнимого супруга – Иосифа Обручника, у самого подножия Елеонской, или Масличной горы, возле Гефсиманского сада, где так любил беседовать с учениками Христос и где Он был арестован. На этом месте сейчас подземный православный (греческий) храм.

Похоронная процессия была столь торжественной и многолюдной, что это вызвало гнев иудейских первосвященников. Они ненавидели Христа, а значит, не пылали любовью и к Матери Его, Которая личным примером и убедительным словом Сама обратила в христианство многих язычников и иудеев. Посланные стражники процессии помешать не смогли: и тело Девы Марии, и идущие рядом с ним христиане были как будто ограждены невидимой стеной.

Предание хранит историю о том, как проходивший мимо иудейский священник Афония попытался опрокинуть одр с телом Девы Марии, но тут же его руки были отсечены неведомой силой. Афония был так потрясен этим, что глубоко раскаялся, а потом принял христианскую веру и руки его вернулись на место.

Могилу Девы Марии апостолы закрыли камнем так же, как ранее могилу Христа, – так полагалось по обычаю.

Не успел проститься с Пречистой Девой апостол Фома – он пришел в Иерусалим лишь на третий день после погребения. Другие апостолы привели его к гробнице, чтобы Фома тоже мог проститься с Матерью своего Бога. «…Когда святые Апостолы, отвалив камень, открыли гроб, то пришли в ужас: во гробе тела Богоматери не было, – остались одни только погребальные пелены, распространявшие дивное благоухание; святые Апостолы стояли в изумлении, недоумевая, что это значит! Лобызая со слезами и благоговением оставшуюся во гробе погребальную пелену, они молились Господу, чтобы Он открыл им, куда исчезло тело Пресвятой Богородицы».




Возврат к списку