Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

26.10.2013
В этот день в Богородичном Пантелеимоновом Щегловском мужском монастыре Тулы величали Пресвятую Богородицу в Иверском Ее образе

26 октября 2013 года. Иверской иконы Божией Матери (принесение в Москву в 1648 г.)

В этот день в Богородичном Пантелеимоновом Щегловском мужском монастыре Тулы величали Пресвятую Богородицу в Иверском Ее образе.

В праздник Иверской иконы Божией Матери архимандрит Клавдиан возглавил Божественную литургию в храме преп. Никандра Псковского. Отцу наместнику сослужили иеромонах Лазарь (Поляков), иеродиакон Евлогий (Харитонов).

По окончании богослужения был совершен крестный ход, возглавляемый архимандритом Клавдианом, к колокольне, где над Святыми вратами помещена Иверская икона Божией Матери. Святую икону бережно опустили вниз для поклонения верующим.

Был совершен молебен перед Иверской иконой Божией Матери.

По завершении архимандрит Клавдиан обратился к молящимся с поздравлением. Он поздравил всех с праздником Иверской иконы Божией Матери, а также обратил внимание на необходимость молитвенного обращения к Богородице с просьбой об укреплении веры, так как искренне верующий человек получает благодать Божию, помогающую стремиться быть добрым и честным гражданином, ответственно исполняющим свой долг. Призывание имени Божьего умножает многократно результат такого труда.

По окончании молебна было совершено славление перед чтимой чудотворной иконой Божией Матери Иверская,

Чудотворный Иверский образ Божией Матери прислан афонскими монахами на Русь в 1648 году.

Иверская икона, пребывающая в Щегловской обители, написана именно в Иверии и привезена в Тулу.

Православная община грузинского города Зугдиди, в которой есть духовные чада наместника Щегловского монастыря архимандрита Клавдиана, сделала заказ написать икону известному грузинскому иконописцу Серафиму и взяла для этого благословение самого Илии II, Католикоса-Патриарха всея Грузии.

Иверская икона, написанная в Грузии, сейчас пребывает в центральном монастырском соборе Щегловской обители, в верхнем храме.

А для Святых врат написана вторая Иверская икона и установлена на колокольне – именно там, где она и пребывала со дня учреждения Щегловского монастыря.

Вот как об этом говорится в истории обители: «Главный вход в монастырь образуют святые врата, устроенные под аркой нижнего яруса колокольни, возвышающейся посреди западной стены монастырской ограды, в виде особой башни, непосредственно выходящей из стены, как ее составная часть. Святые врата представляют собой железную, кованую двустворчатую решетку с внутренним запором на створах. Над вратами, с западной стороны, в особой раме, в виде выступа на стене помещалась Иверская икона». Помещается Иверская икона там и в настоящее время. Стало традицией в дни празднования Иверской иконе проходить крестным ходом из храма к колокольне, здесь совершать молебен, опускать икону вниз, устанавливаться на подставку, поклоняться и прикладываться к святому образу.

Во время величания звучит тропарь : «От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно, с верою и любовию приходящим к ней. Тако и мою немощь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая».

Из Грузии же привезли в Богородичный Щегловский монастырь еще одну Иверскую икону, украшенную чеканкой. Есть еще один Иверский образ – он помещен в местном ряду иконостаса верхнего храма монастырского собора.

На Афоне Иверская икона почитается как хранительница Иверского монастыря и поставлена над его вратами, откуда и другое ее название - Вратарница. С этим святым образом связаны эсхатологические пророчества, а именно: Недремлющая Богородительница даст человечеству знамение, что во врата мира вошел Антихрист.
Посетивший Афон в середине прошлого века русский инок Парфений рассказывает: однажды жизнь на Св. Горе стала столь трудной, что иноки в отчаянии разбрелись по разным местам. И было им откровение от Матери Божией: «Вот даю вам извещение, что пока Моя икона будет находиться на Св. Горе во Иверском монастыре, то ничего не бойтесь, а живите в своих келиях. А когда изыду из Иверского монастыря, тогда каждый да берет свою суму и грядет, куда знает».

* * *

Первое известие об Иверской иконе относится к IX веку — временам иконоборчества, когда в домах и храмах уничтожали и предавали поруганию святые иконы.

В царствование императора-иконоборца Феофила (829-842) неподалеку от города Никеи жила благочестивая вдова с сыном. У нее в доме была потаенная комната, в которой хранилась древняя икона Божией Матери. Ночами вдова молилась перед этим образом, бывшим для неё самым драгоценным сокровищем. Кто-то донес на нее и однажды ночью в дом ворвались воины, один из них ударил икону мечем, желая изрубить ее на куски. Удар пришелся на изображение правой ланиты Богородицы, и из раны выступила кровь. Палачи испугались. Вдова на коленях стала умолять воинов пощадить икону и подождать до рассвета, пока она сможет собрать деньги на выкуп. Воины согласились, не тронули икону, будучи смущенными выступившей на ней кровью.

Однажды насельники Иверского монастыря увидели на море огненный столп высотой до неба — он поднимался над образом Богоматери, стоящим на воде. Иноки хотели взять икону, но чем ближе подплывала лодка, тем дальше в море уходил образ. Братия стали на молитву и усердно просили Господа даровать икону обители.

В XVII веке об Иверской иконе узнали на Руси. Воцарение на Руси династии Романовых памятно многими знамениями благодати Божией, в том числе принесением в Москву списка с чудотворной Портаитиссы. Наслушавшись от иноземных монархов о чудесах, являемых Преблагословенной через Свою Иверскую икону, царь Алексей Михайлович тоже пожелал иметь в Москве свою Вратарницу, дабы и русская держава была надежно охранена. Иверскому (на Афоне) архимандриту Пахомию была заказана копия с чудотворного образа.
Богатая духовным сокровищем обитель охотно поделилась с единоверной Россией. Сохранилось письмо к Государю Алексею Михайловичу, повествующее, как приуготовлялось написание этой иконы.

Собрав братию, о. настоятель совершил молебен с водосвятием. После этого в освященную воду вложили св. мощи и трижды облили икону, прибывшую когда-то на Св. Гору в огненном столпе. 3атем, собрав воду в чаше, окропили ею кипарисовую доску, предназначенную для написания новой иконы, а воду опять собрали в блюдо. Отслужив Божественную Литургию, по принесении Бескровной Жертвы, дали иконосписцу священноиноку Ямвлиху св. воду и св. мощи, дабы он смешал их с красками. Только тогда тот приступил к написанию новой иконы. В процессе работы художник вкушал пищу лишь в субботу и воскресенье, а братия тем временем творила неусыпаемый Акафист Божией Матери. И получается, пишет Патриарху архимандрит Пахомий, новозданная икона ничем не отличается от подлинника, ни длиной, ни шириной, ни ликом, разве словами «старая» и «новая».
Этот дивный список прибыл в Москву 13 октября 1648 года. Его с почестями водрузили в монастыре Никола Большая Глава, который Царь передал в Афонское подчинение. Отныне монастырь стал называться Никольским Греческим, а улица, где он располагался. Никольской. Недавно ей возвращено исконное название.
В воспоминание места, избранного Самой Богоматерью Афонской обители, русская Портаитисса оградила Своим заступничеством главные ворота первопрестольной столицы.


Возврат к списку